Какое имущество подлежит налогообложению у российских организаций. Движимое имущество: нюансы налогообложения Основание для уплаты налога

С 2018 года юридические лица вновь обязаны платить налог на движимое имущество. Соответствующие изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Расскажем о "новом" налоге, ставках и льготах для организаций, а также о том, когда платить налог и как отчитываться в налоговую.

До 2018 года юридические лица были освобождены от уплаты налога на движимое имущество по объектам, введенным в эксплуатацию после 1 января 2013 года. Однако с 1 января 2018 года вступил в силу новый Федеральный закон от 27.11.17 № 335-ФЗ, согласно которому с этого года отменена федеральная льгота по налогу для движимых объектов, принадлежащих организациям. Подробнее о налоге на движимое имущество организаций с 2018 года читайте далее.

Налог на движимое имущество в 2018 году для юридических лиц: изменения

С 1 января 2018 года, согласно новой редакции статей 380 и 381.1 НК РФ, льгота по налогу на движимое имущество организаций больше не применяется. То есть фактически это означает возвращение в России налога на движимое имущество.

Кто платит налог . Налог обязаны платить все организации - владельцы движимого имущества, которые применяют общую систему налогообложения. При этом власти каждого региона России наделены правом самостоятельно определять, предоставлять юридическим лицам льготу по налогу на движимое имущество или нет, то есть могут освободить организации от уплаты налога на имущество. Кодекс по этому поводу теперь прямо указывает:

Законом субъекта РФ в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

Одновременно статья 381.1 НК РФ зафиксировала право регионов вводить налоговые льготы для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также для инновационного выскокоэффективного оборудования. Параметры и условия льгот не определены.

Не платят налог на движимое имущество представители малого бизнеса, работающие на упрощенной системе налогообложения (УСН) и системе в виде единого налога на вмененный доход ЕНВД. Упрощенцы освобождены от уплаты налога со всего движимого имущества (п. 2-3 ст. 346.11 НК РФ). Упрощенцы платят налог только налог на имущество с объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Обязанность платить налог на имущество на УСН, была установлена Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ. Объектом налогообложения для УСН является все недвижимое имущество, имеющее кадастровую стоимость на начало налогового периода. К такому имуществу относятся торговые и деловые центры, помещения в них.

Какое движимое имущество облагается налогом . Из статьи 374 НК РФ следует, что объект обложения налогом на имущество определяется по статье 130 ГК РФ. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество. Если недвижимое имущество - это все имущество, которое связано с земельным участком, то движимое - это то, что не относится к недвижимости (производственное оборудование, транспорт, ценные бумаги, долевые части в бизнесе, линии связи и т.д.).

Ставка и льготы по налогу на движимое имущество в 2018 году

В 2018 году максимальная ставка по налогу на движимое имущество не должна превышать 1,1% . (п. 3.3 ст. 380 НК РФ). С 2019 года максимальное значение, которое может быть установлено местным законом, - 2,2%, что вдвое больше.

Власти субъекта могут полностью освободить имущество от налога либо утвердить пониженные ставки в пределах до 1,1 % (п. 3.3 ст. 380 НК). Например, освобождение есть в Подмосковье (Закон Московской области от 03.10.17 № 159/2017-ОЗ). Пониженные ставки действуют в Тульской и Тюменской областях - 0,55 % (Закон Тульской области от 30.11.17 № 82-ЗТО, Закон Тюменской области от 24.10.17 № 74).

Оставалось неясным, как платить налог, если власти региона вообще не приняли закон со ставкой по налогу на движимое имущество. ФНС в письме от 20.12.17 № БС-19-21/327 разъяснила, что если это так, то в 2018 году налог за движимое имущество надо платить по ставке 1,1 % (п. 4 ст. 380 НК). Это касается случаев, когда власти региона не продлили льготу и других ставок не утвердили.

Ставку 1,1 % применяйте как к новым основным средствам, которые вы примете на учет в 2018 году, так и к старым, которые учитываете на балансе с 2013 года.

Власти региона вправе принять закон о льготе позднее и установить ее задним числом, с 1 января. Если закон улучшает положение налогоплательщиков, то может иметь обратную силу. Значит, компании вправе будут вернуть ранее уплаченный налог. Поэтому отслеживайте информацию в официальных источниках. Возможно, власти региона уже приняли закон.

Какие решения приняты в регионах, смотрите в таблице ниже. Например, в Липецкой области льготу по налогу сохранили полностью, а в Тульской области ставку снизили в два раза.

Если вы не нашли свой регион, то вопрос о льготе пока не решен, поэтому надо платить налог по "льготному" имуществу за 2018 год по ставке 1,1%. Еще возможны изменения. Мы сообщим о них - следите за обновлением.

Субъект РФ Льгота Закон
Астраханская область

На 2018 год установлена пониженная ставка 0,5% для организаций, которые работают в сфере добычи нефти и газа на месторождениях в российской части дна Каспийского моря.

от 31.10.17 № 60/2017-ОЗ
Владимирская область Сохранена льгота на 2018 год, ставка на 2019 год - 1,1% от 27.12.17 № 135-ОЗ
Волгоградская область Ставка на 2018 год - 1,1%. от 29.11.17 № 116-ОД
Вологодская область

Налог не платят организации-инвесторы в основные средства при соблюдении требований областного закона о налоге на имущество.

Для остальных ставка на 2018 год - 1,1%

от 28.12.17 № 4269-ОЗ
Еврейская автономная область

Ставка на 2018 год - 0,5%.

Пониженные ставки предусмотрены для организаций здравоохранения и резидентов ТОР.

от 30.11.17 № 194-ОЗ, от 20.12.17 № 196-ОЗ
Ивановская область Сохранена льгота на 2018 год. от 11.12.17 № 94-ОЗ
Калининградская область

Налог за 2018 год не платят организации, которые получают более 70% выручки от видов деятельности, перечисленных в региональном законе (строительство, торговля, гостиничный бизнес и др.).

Для остальных ставка на 2018 год - 1,1%.

от 28.11.17 № 118
Камчатский край

Ставка для всех организаций:

На 2018 год - 0,6%;

На 2019 год - 1,1%;

На 2020 год - 1,7%.

от 02.10.17 № 147
Курская область Ставка для всех организаций - 1,1%. от 24.11.17 № 78-ЗКО
Ленинградская область от 29.12.2017 № 92-оз
Липецкая область Льгота сохранена на 2018 год. от 14.09.17 № 106-ОЗ
Москва Льгота сохранена на 2018 год. Проект закона г. Москвы "О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций"
Московская область Ставка на 2018-2020 годы - 0%. от 03.10.17 № 159/2017-ОЗ
Нижегородская область

Льгота действовует в 2018-2020 годах, если:

Компания ведет деятельность, указанную в разделе C и в классе 72 ОКВЭД 2, или занимается перевозкой льготников, учащихся и студентов по регулярным маршрутам на территории области;

Имущество принято на учет не раньше 2016 года.

Ставки для остального "льготного" имущества регион пока не установил, а значит платить налог надо по ставке 1,1%.

от 08.11.17 № 152-З
Пензенская область Льготы нет, установлена пониженная ставка - 0,55%. от 20.12.17 № 3127-ЗПО
Республика Бурятия

Льгота распространяется на железнодорожный подвижной состав и контейнеры, принятые на учет не ранее 2013 года. Льготой могут воспользоваться компании, которые осуществляют деятельность из подклассов 49.1, 49.2 ОКВЭД 2.

Ставки для остального "льготного" имущества регион пока не установил, а значит, компании будут платить налог по ставке 1,1%.

от 10.10.17 № 2568-V, от 01.12.17 № 2748-V
Республика Татарстан Ставка для всех компаний на 2018 год - 1,1%. от 22.12.17 № 97-ЗРТ
Рязанская область

Налог не платят организации, получающие:

Не менее 70% доходов от деятельности в области научных исследований и разработок, здравоохранения и социальных услуг;
- господдержку в отношении движимого имущества, которое определено в инвестиционном соглашении, заключенном согласно региональному закону.

Период освобождения от уплаты налога - 3 года, начиная со следующего месяца после постановки имущества на учет.

Ставка для остальных компаний:

На 2018 год - 0,6%;

На 2019 год - 1,1%;

На 2020 год - 1,7%.

от 27.11.17 № 86-ОЗ, № 87-ОЗ
Санкт-Петербург

Льготу сохранили для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет.

С остального "льготного" имущества нужно будет заплатить налог по ставке 1,1%.

от 29.11.17 № 785-129
Саратовская область

Налог за 2018-2020 годы не нужно платить (ставка 0%) только в отношении инновационного высокоэффективного оборудования, указанного в областном законе.

Для другого "льготного" движимого имущества ставка на 2018 год - 1,1%.

от 28.11.17 № 112-ЗСО
Свердловская область

Льгота в 2018 году действует только для организаций, которые перечислены в пп. 3 и абз. 3 пп. 4 ст. 1 закона.

Остальные организации за 2018 год платят налог по ставке 1,1%.

от 07.12.17 № 124-ОЗ
Смоленская область Льгот нет, ставка на 2018 год - 1,1%. от 15.11.17 № 144-з
Тульская область Регион установил на 2018 год пониженную ставку 0,55%. от 30.11.17 № 82-ЗТО
Тюменская область Ставка на 2018 год - 0,55%, на 2019 год - 1,1%, на 2020 год - 1,65%. от 24.10.17 № 74
Ханты-Мансийский автономный округ Ставка на 2018-2020 годы - 1,1%. от 20.12.17 № 92-оз
Челябинская область

Льгота при соблюдении ряда условий сохраняется для субъектов малого и среднего предпринимательства и лизинговых компаний.

Уменьшить сумму налога с бывшего "льготного" имущества в определенных случаях вправе организации, которые провели мероприятия по снижению НВОС.

Пониженная ставка предусмотрена для организаций, которые занимаются междугородними и международными ж/д перевозками.

Ставка для остальных компаний на 2018 год - 1,1%.

от 27.12.17 № 649-ЗО
Чеченская Республика Льгота сохранена. от 27.11.17 № 45-РЗ
Чукотский автономный округ

Налог не платят (ставка 0%) только органы местного самоуправления и ряд организаций госсектора.

Для остальных ставка на 2018 год - 1,1%.

от 19.12.17 № 103-ОЗ
Ярославская область

Льгота сохранена в отношении имущества, принятого на учет после 2015 года. Налог можно не платить в течение 4 лет, начиная с года постановки имущества на учет.

С бывшего "льготного" имущества, принятого на учет в 2013-2015 годах, нужно платить налог по ставке 1,1%.

от 31.10.17 № 44-з

(ЮЛ) и физические лица (ФЛ) должны платить налоги в местный и госбюджеты. Сбор на движимое имущество (ДИ) входит в число платежей, которые уплачиваются в наш бюджет.

Понятие и особенности

Движимое имущество — это любая вещь, которая находится в собственности, но не отнесена законом к недвижимости. К движимому имуществу не относятся стационарные строения, а также земельные участки. Все остальные объекты налогообложения признаются движимыми.

Налог на движимое имущество уплачивают только юридические лица, потому что такая собственность используется с целью получения прибыли. ФЛ платят исключительно налог на недвижимость.

Согласно норм ст. 379 НК РФ налоговым периодом для уплаты этого платежа является год. Соответственно, налог на движимое имущество платится один раз в год. В ст. 374 НК РФ (п. 4.2) идет речь о том, что объекты ДИ, которые были переданы в порядке обычного использования и управления федеральным исполнительным органам и исполняющими оборонную функцию, не будут признаваться как объекты обложения налогом.

Также налог не вносится по объектам, которые принадлежат к первой и второй амортизационным группам. Группа №1 включает в себя имущество, срок полезного использования которого не превышает 2 года:

  • комплектующие для телекоммуникационного оборудования;
  • оборудование для проведения исследований в скважинах;
  • строительно — монтажные инструменты;
  • различные виды насосов;
  • ленточные и другие конвейеры;
  • пуско-наладочное оборудование;
  • валки для листопрокаточных станков;
  • медицинские инструменты для оперативного вмешательства;
  • хозяйственные инструменты.

Вторая группа — это объекты, срок полезного использования которых не превышает 3 года:

  • многолетние насаждения;
  • инструменты;
  • машины.

Более детальную информацию по поводу перечня объектов, которые относятся к амортизационным группам, можно найти в постановлении Правительства нашей страны «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Налог на движимое имущество, его объекты и субъекты рассмотрены в этом видео:

Отличие от сборов на недвижимое имущество

Существует несколько существенных различий между движимое и недвижимое:

  • разные объекты обращения;
  • круг налогоплательщиков по ДИ значительно уже, потому что его платят исключительно юридические лица;
  • отличается порядок начисления.

Список объектов

Список этого имущества достаточно широк, потому что под налогообложение попадает все движимое имущество, срок полезного использования которого превышает три года (3 — 10 амортизационные группы согласно Классификатора). В этот перечень попадают объекты, которые изнашиваются медленно и приносят прибыль собственнику на протяжении намного большего срока, чем объекты из 1 и 2 амортизационных групп:

  • многолетние насаждения;
  • производственные устройства, в том числе станки;
  • износостойкие инструменты.

Декларация

Обязанность предоставлять декларацию с данными по налогу на ДИ закреплена в статье 386 НК РФ. подавать документ до 30.03 года, следующего за отчетным периодом. Декларация состоит из титульной страницы и 2-х разделов.

Налогоплательщик размещает на заглавной странице декларации по форме КНД 1152026 такие данные:

  • идентификационный номер;
  • код КПП;
  • номер страницы;
  • данные налогового органа;
  • отчетный период;
  • код региона;
  • название организации;
  • ОПФ компании;
  • количество листов декларации;
  • паспортные и контактные данные лица, которое сдает документ в налоговую инспекцию;
  • дата сдачи документа.

В первом разделе налогоплательщик заполняет суммы налога, которые необходимо внести в бюджет. Цифры указываются в рос. рублях. Детальная информация в разделе предоставляется в таком виде:

  • по каждому из объектов;
  • величина налога;

Во втором разделе декларации приводится сам . Здесь важно указать стоимость имущества компании (движимого) по состоянию на 1 число каждого месяца. Также в этом разделе налогоплательщик должен указать такие данные:

  • код вида имущества;
  • код ОКТМО;
  • среднегодовую стоимость (данные за каждый месяц делятся на 12);
  • налоговую базу;
  • цену принятого на баланс имущества;
  • общая сумма налога;
  • размер налоговой льготы.

За неуплату налога на движимое имущество – штраф. Об этом расскажет данный видеоролик:

Расчет налога на движимое имущество

Правила стандартного расчета налога приведены в ст. 382 НК РФ. Сначала бухгалтер должен определить объекты налогообложения. Затем анализируется возможность применения льготных режимов и определяется налоговая база (среднегодовая стоимость имущества). Определяется ставка налога (данные есть в статьях Налогового кодекса). Для расчета налога используются следующие формулы:

  • = налоговая база х ставка: 4 ();
  • Налог за год= налоговая база х ставка — авансовые платежи.

Налог с продажи движимого имущества уплачивается как налог на прибыль, то есть этот вопрос не касается этой темы. При налог не уплачивается, так как имущество находилось на балансе другой организации.

С начала 2018 года изменены условия налогообложения объектов движимого имущества компаний, учитываемых в структуре основных средств с 01.01.2013 г. (закон № 335-ФЗ от 27.11.2017). Остановимся подробнее на деталях трансформаций, принятых в соответствии с поправками в ст. 381.1 НК РФ.

Налог на движимое имущество организаций: особенности

Суть введенных перемен заключается в следующем. До конца 2017 действовала льгота, установленная действующим законодательством – компании не уплачивали налог по объектам ОС, поставленным на учет с 01.01.2013 г., за исключением активов, полученных от реорганизованных или зависимых предприятий.

С 2018 года право утверждать (или не утверждать) льготы для предприятий регионов отдано властным структурам российских субъектов. Они вправе определить ставку, равную установленной в п. 3.3 ст. 380 НК РФ, либо снизить ее размер (вплоть до нулевого) для всех компаний или отдельных категорий предприятий. Таким образом, данный налог является региональным, поэтому на местах, где принят закон по льготе, организации могут быть освобождены от уплаты налога, либо применять льготную ставку. Если же местными законодателями соответствующие акты не приняты, платежи по движимому имуществу будут перечисляться в полном объеме. Единственное ограничение для регионов – превышать размер ставки налога, установленной в НК, нельзя.

Кстати, не имеет значения, когда закон о применении льготных ставок утвержден региональными законодателями. Например, актом, датированным июлем 2018 г., они могут установить льготу с 01.01.2018 г.

Кто платит налог на движимое имущество организаций в 2018 году

Уплачивать налог на объекты движимого имущества в 2018 году обязаны фирмы, применяющие ОСНО. На предприятия, работающие на ЕНВД и УСН, обязанность уплаты налога не распространяется, они должны перечислять имущественный налог, рассчитываемый по кадастровой стоимости, по недвижимости, используемой в производственной деятельности (если она входит в перечень, определяемый согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Какое имущество является движимым

Главным критерием, характеризующим движимые активы, по ст. 130 ГК РФ считается невозможность рассматривать их как недвижимость. Например, это могут быть:

  • транспортные средства;
  • музейные экспонаты;
  • линии связи и т. д.

Возможность производства демонтажа актива без ущерба для его качественных характеристик и технических особенностей, перемещения на другое место, неоднократной установки, а также его разборная конструкция – вот правила, которые отличают объекты движимого имущества. Однако уплачивать налог со всего объема этих ОС нет необходимости. Облагается лишь стоимость объектов, относящихся к группам амортизации с третьей по десятую. Имущество, изнашиваемое достаточно быстро (1 и 2 групп), налогом не облагается (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Ставки и сроки уплаты налога на движимое имущество в 2018 году

Порядок исчисления налога и периодичность его уплаты устанавливается также законами регионов. Отсутствие местного закона о льготах предусматривает уплату налога по предельной ставке, предусмотренной п. 3.3 ст. 380 НК РФ. Она составляет в 2018 году 1,1%, а с 2019 г. составит 2,2%.

В 2018 году 29 регионов установили льготы по налогу на движимое имущество. Руководствовались они территориальными и экономическими интересами, поэтому сравнивать утвержденные размеры налога не приходится. К примеру, в Тюменской области все предприятия уплачивают налог по ставке 0,55%, в Челябинской области освобождены от налоговой нагрузки предприятия малого и среднего бизнеса, а также лизинговые компании, но оставлена предельная ставка 1,1% для всех остальных фирм, в Чеченской Республике ставка 0% применяется для всех без исключения организаций. Таким образом, приступая к расчету налога, необходимо руководствоваться местными законами.

Как рассчитать налог на движимое имущество в 2018 году

Определив стоимость ОС, относящихся к движимому имуществу, бухгалтер:

  • проверяет, имеет ли предприятие льготы, подтвержденные законами регионов, выясняет ставки налога;
  • устанавливает налоговую базу для расчета;
  • рассчитывает сумму налога к уплате.

Как правило, имущественный налог уплачивается ежеквартальными авансами (если они установлены в регионе), а по завершении года – окончательным платежом. Авансовый платеж определяется как ¼ от произведения средней стоимости ОС за отчетный период и ставки налога. Филиалы и обособленные подразделения, расположенные не по месту головного предприятия, а в других регионах, платят налог на движимое имуществопо ставкам, установленным в тех регионах, где они находятся.

До 2019 года в объект обложения включалось и движимое имущество (за исключением движимого имущества, которое относится к 1 и 2 амортизационным группам - пп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ).

С 2019 года федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ исключил из объекта обложения налогом на имущество организаций движимое имущество. Таким образом, с 2019 года движимое имущество организации налогом на имущество облагаться не будет. Это касается и движимого имущества, которое приобретено до 2019 года. С 2019 года налогом на имущество облагается только недвижимое имущество.

Тот же закон N 302-ФЗ отменил, с 2019 года, льготу по налогу на имущество с движимого имущества (п. 25 ст. 381 НК РФ) за ее ненадобностью. Необходимость в этой льготе отпала, так как движимое имущество не может в принципе облагаться налогом, так как оно не относится к объекту обложения налогом.

Данное освобождение будет касаться и концессионных соглашений. Концессионное соглашение – это такая форма партнёрства между государством и частным сектором на взаимовыгодных условиях, где правительство передаёт в управление часть своих активов и оказания услуг, для повышения эффективности экономики.

Освобождение организаций от налога на всё движимое имущество, является мерой по снижению налоговой нагрузки на предпринимателей и входит в государственную налоговую политику, запланированной на период с 2020 по 2021 год, целью которой направлена на амортизацию основных мощностей организаций и более ускоренного внедрения развития новых технологий российского промышленного сектора.

Как снизить в настоящее время?

Существуют вполне реальные и законные способы снижения налога на имущество организаций, причем, не прибегая к уголовно наказуемым ухищрениям и прямому обману государства, нужно только знать о некоторых тонкостях налогообложения и коллизиях действующих правовых актов, тогда можно прийти к существенному уменьшению имущественного налогообложения.

Методы минимизации налога на имущества делятся на две категории:

    перемещение актива в другую фирму (или к ИП), которая не платит налог вообще; не платит его с конкретного имущества или может воспользоваться льготой по налогу;

    уменьшение стоимости имущества в бухгалтерском учете.

Варианты законного снижения налогооблагаемой базы:

    За счет списанной сырьевой базы, переданной на нужды производства. В любом структурном предприятии практикуется политика списания затрат на расходные материалы, причем можно применять различные способы: по методу первого поступления – списание происходит наиболее дорогостоящих составляющих, из расчета последней поставки, с применением среднего расчета стоимости определенной группы материалов. Эта методология позволяет списать по максимальной стоимости затрачиваемых в производстве материалов, в результате себестоимость выпускаемых изделий повышается, а суммы прибыли идут на минус. В балансе отражается меньшая стоимость активов, что, несомненно, приводит к значительному снижению имущественного налога.

    За счет переоценки стоимости основных активов. Многие предприятия оптимизируют имущественное налогообложение именно по этой методике, то есть приводят к восстановлению рыночной стоимости основных активов. Но здесь присутствует своя степень риска: точно установить рыночную цену не представляется реальным, поскольку, например, в разные периоды одно и то же оборудование может значительно разниться по стоимости. Но если принимать во внимание наименьшую его стоимость в определенный период, то можно резко снизить стоимость всех активов, правда, с привлечением узких специалистов по оценке здесь будет трудно обойтись. Все это приведет к снижению чистого актива предприятия, но здесь прослеживается и другая сторона медали в виде недоверия инвесторов и кредиторов. Но налоговая база будет значительно снижена.

    С применением методики консервации основных фондов. Этот способ применим только в одном случае: когда имеющиеся активы лежат неподъемным налоговым бременем, но и полностью реализовать их нецелесообразно, в будущем они могут стать основными материальными средствами. В этом случае издается приказ руководства предприятия об их заморозке, с обязательным уведомлением налоговых органов.

    Уменьшение базы на основе проведенной инвентаризации. Если при проведении ревизии обнаружатся морально устаревшие, негодные к применению выпущенные изделия, или технологическое оборудование для выпуска снятой с производства продукции, оно подлежит списанию, то есть уменьшению налоговой базы.

    Учет морально устаревшего оборудования. Уже никто давно не пользуется печатными машинками или компьютерами первых выпусков, но они продолжают оставаться на балансе предприятия, следовательно, подлежат налогообложению. Выявленная оргтехника, которая не отвечает современным требованиям, может быть списана, но фактически ею можно будет пользоваться еще какое-то время, пока она полностью не выйдет из рабочего состояния. Здесь следует заняться оформлением акта об утилизации, с одновременным оприходованием ценных запасных частей, тем самым добиться поставленной цели.

Будущие способы снижения имущественных налогов

Способы снижения имущественных налогов могут заключаться в следующем:

    В передаче части имущественных прав «дочерней» компании, работающей в тандеме с основным предприятием.

    Переход на упрощенный вид налогообложения. Но воспользоваться этим способом может не каждое предприятие, а только те компании, у которых годовой доход не превышает 15 млн. руб.

    Сокращение издержек, и как один из способов – приобретение оборудования, автопарка по лизинговой схеме. Здесь просматривается одна особенность: все активы должны числиться на балансе лизингодателя, в противном случае снизить фактическое налогообложение не получиться.

Снизить налогообложение разрешено предприятиям, занимающимся переработкой и сохранением продукции сельскохозяйственной сферы речным или морским отловом рыбы и морским промыслом, но с условием, что доля выручки от этой деятельности превышает 70% от общей прибыли компаний.

Также могут быть освобождены, либо значительно снижено налогообложение у тех предприятий и компаний, у которых в штате более 50% сотрудников имеют статус инвалидов.

Аналогичные послабления имеют общественные организации и кооперативы, в которых задействован труд инвалидов.

На правительственном уровне полностью отменен сбор имущественного налога с компаний, относящихся к определенному виду хозяйственной деятельности:

    Обслуживающие жилищно-коммунальное хозяйство или культурные центры досуга.

    Занимающиеся охранной природы и окружающей среды, пожарной безопасностью населения либо вопросами гражданской безопасности.

    Морские суда с атомным типом двигателей, трубопроводы магистрального типа, пути Ж\Д сообщения, общественные автомагистрали.

    Технические средства спутниковой связи.

    Государственные земли.

Полный перечень организаций и компаний, которые могут использовать льготное налогообложение (читай - нулевое) закрыт для обнародования, и может быть предоставлен только компетентным органам по запросу суда.

Теперь налогом будет облагаться только недвижимость. В результате чего компании получили в свои руки эффективный инструмент налогового планирования. В связи с чем сейчас самое время обобщить накопленный компаниями опыт оптимизации налога на имущество. Ведь на практике разработано достаточно много способов снижения нагрузки по данному налогу.

Оптимизация с помощью арендных отношений

С помощью договора аренды можно не платить налог со стоимости неотделимых улучшений.

Есть основания считать, что имеется возможность не платить налог на имущество с момента создания неотделимых улучшений и до окончания срока договора аренды. Улучшения увеличивают базу по налогу на имущество арендодателя только после их передачи на его баланс. Арендатор же не платит налог, поскольку не учитывает их в бухучете в качестве основного средства.

Компания передает в аренду недвижимое имущество дружественному контрагенту. Арендатор, в свою очередь, производит капитальные вложения в объекты основных средств с согласия арендодателя. По условиям договора должны учитываться на балансе арендодателя. Гражданское законодательство также говорит о том, что такие улучшения изначально являются собственностью арендодателя (п. 4 ст. 623 ГК РФ).

Однако арендодатель не принимает их на свой баланс вплоть до окончания срока действия договора аренды, поскольку ему может быть попросту неизвестно о том, что неотделимые улучшения были произведены. Арендатор вплоть до окончания договора не извещает арендодателя ни об объемах произведенных работ, ни об их стоимости. При этом срок аренды может быть сколь угодно долгим.

Когда действие договора аренды заканчивается, неотделимые улучшения передаются арендодателю, что оформляется актом. На дату передаточного акта собственник включает их в состав своих основных средств. И только с этого момента начинает платить налог на имущество.

К тому же при возврате неотделимых улучшений арендатор вполне может «забыть» передать собственнику документы, подтверждающие стоимость работ. Следовательно, первоначальная стоимость основного средства не увеличится, как и база по налогу на имущество.

В данном случае налоговые риски падают на арендатора. Так как, по мнению Минфина России, с момента ввода улучшений в эксплуатацию и до передачи их арендодателю балансодержателем завершенных капитальных вложений является арендатор (письма от 03.11.10 № 03-05-05-01/48, от 01.11.10 № 03-05-05-01/46, от 24.10.08 № 03-05-04-01/37). И до момента выбытия он должен учитывать неотделимые улучшения на своем балансе и платить налог на имущество. Отметим, что под выбытием чиновники подразумевают окончание договора аренды. Аналогичного мнения придерживаются и судьи ВАС РФ (определение от 26.03.12 № ВАС-2715/12).

Избежать таких претензий можно двумя способами. Прежде всего, не вводить неотделимые улучшения в эксплуатацию до момента окончания договора аренды. Однако в этом случае стороны договора аренды на общем режиме теряют возможность амортизировать стоимость капвложений в налоговом учете. Напомним, что в зависимости от того, возмещаемые улучшения или нет, это имеет возможность делать либо арендодатель, либо арендатор.

Еще один способ снижения риска – сделать арендатором компанию на спецрежиме, например на УСН с базой «доходы минус расходы». Такая компания будет освобождена от обязанности по уплате налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). При этом расходы по капвложениям она вправе учесть.

Ликвидация объекта

По объекту, приобретенному для ликвидации или реконструкции, налог платить не нужно.

Данная схема позволяет сэкономить налог на имущество при учете объектов, которые не соответствуют признакам основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Компания на общей системе приобретает объект незавершенного строительства или ветхое здание с целью снести его и построить на этом месте что-нибудь другое. Компания оформляет свое намерение приказом о сносе или ликвидации имущества. Объект при этом не вводится в эксплуатацию, поскольку не выполняется одно из условий ПБУ 6/01 – отсутствует способность приносить экономический доход в будущем. Следовательно, не возникает и объекта обложения по налогу на имущество.

Минфин России признает, что имущество, не предназначенное для использования в предпринимательской деятельности компании, не признается объектом налогообложения (письмо от 22.04.08 № 03-05-05-01/24). С таким подходом согласны и арбитражные суды (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 20.02.12 № А55-6362/2011 и Северо-Кавказского от 13.10.11 № А53-24208/2010 округов).

Объекты недвижимости, приобретенные для реконструкции с целью последующей перепродажи, также не подлежат налогообложению (письмо Минфина России от 23.06.09 № 03-05-05-01/36, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.02.10 № КА-А40/687-10). К аналогичному выводу приходят судьи и в отношении иного недвижимого имущества, которое в силу объективных причин не может приносить доход компании (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 21.01.10 № А33-11830/2008, Западно-Сибирского от 09.04.10 № А75-6674/2009 округов).

Перевод имущества в товары

Имущество, планируемое для продажи, можно перевести в категорию товаров и тем самым снизить налог.

Схема позволяет не уплачивать налог на имущество с момента, когда компания перестает использовать объекты в своей хозяйственной деятельности или планирует их продать.

Компания принимает решение о продаже недвижимости. При этом поиск покупателя может занять длительное время. Тогда, чтобы избежать потерь по налогу на имущество, компания переводит его в категорию товаров. Поскольку компания перестала использовать объект в своей деятельности и планирует его продать, то он уже не способен приносить экономический доход в будущем. А значит, не соответствует критериям пункта 4 ПБУ 6/01.

На практике встречаются примеры, когда судьи встают на сторону налогоплательщиков. По мнению арбитров, объекты, которые компания перестает использовать в своей хозяйственной деятельности, не соответствуют критериям основных средств. Поэтому их можно исключить из состава амортизируемого имущества и учитывать как товары для перепродажи (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 27.01.09 № А65-9168/2008, Центрального от 04.07.08 № А48-3994/07-14 округов).

В другом деле судьи указали, что спорные объекты не использовались в течение длительного времени ни в производстве, ни для управленческих нужд, ни для передачи в аренду, а в дальнейшем были реализованы по договору купли-продажи. Поэтому компания правомерно исключила недвижимость из состава основных средств (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.12 № А55-6362/2011).

Иные способы налоговой оптимизации

Размер налога на имущество зависит от балансовой стоимости основных средств и способен повышаться при каждой покупке дополнительных активов либо при их модернизации. Из-за этого немалому количеству фирм трудно уплачивать большой налог на имущество в срок, создавая бреши в бизнесе. Оптимизация налога на имущество представляет собой сложность, так как данная выплата является «прямой». Иными словами, этот налог не может быть снижет на суммы определенных вычетов. Также подчеркнем, что список льготников по нему сильно ограничен.

Когда в качестве объекта налогообложения рассматриваются транспортные средства, то, помимо налога на имущество, организация должна вносить транспортный налог. А значит, происходит несоблюдение прав налогоплательщиков, связанное с двойным налогообложением одних объектов.

Исходя из всего сказанного, получается, что законная оптимизация налога на имущество организации сегодня оказывается единственным эффективным способом его сокращения.

В этом случае у налогоплательщиков есть несколько возможностей для оптимизации. Благодаря им, любое предприятие способно серьезно снизить налоговый гнет.

Способ начисления амортизации

В бухгалтерском учете амортизация основных средств начисляется одним из нижеперечисленных способов:

    линейным;

    уменьшаемого остатка;

    списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

    списания стоимости пропорционально объему продукции.

Чаще всего бухгалтеры прибегают к линейному варианту, поскольку он гораздо проще и дает возможность избежать формирования разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Но если рассматривать его с точки зрения оптимизации налога на имущество, этот способ оказывается самым неудачным. При коэффициенте 2 обычно гораздо выгоднее будет метод уменьшаемого остатка. Поэтому если вы хотите снизить налог на имущество, просчитайте амортизацию каждым из четырех представленных способов и выберите самый выгодный. Но, конечно, линейный метод стоит исключить, только если найдена большая разница в расчетах.

Применение упрощенной системы налогообложения

При работе по упрощенной системе налог на имущество и некоторые иные налоги заменяются единым налогом за исключением торговых помещений, помещений деловых центров.

Лизинг

Часто предприятия приобретают основные средства в кредит. Для оптимизации налога на имущество в такой ситуации рекомендуем рассмотреть вариант заключения лизинговой сделки. Дело в том, что у нее есть существенные достоинства по сравнению с банковским займом. Учет объекта на балансе компании, дающей его в лизинг, освободит вас от налога на все время контракта. Если на дату получения прав собственности на актив амортизация окажется полностью начисленной, вам в принципе не придется платить этот налог.

Если объект не полностью амортизирован, он принимается на учет по остаточной стоимости, которая, очевидно, гораздо ниже изначально имевшейся цены. Постановка основного средства на баланс лизингополучателя позволяет использовать ускоренный коэффициент амортизации 3. Эта льгота также относится к объектам, первоначально учтенным у лизингодателя и принятым на баланс по остаточной стоимости по завершении договора.

Использование льгот по налогу на имущество

Данный вариант считается одним из самых трудоемких, поэтому не часто используется для оптимизации налога на имущество. Причина в том, что практически все существующие льготы связаны с наличием у фирмы конкретных (довольно специфических) типов имущества или с принадлежностью данного предприятия к какой-либо отрасли и использованием имущества именно для нее. Получается, что оптимизация должна осуществляться предварительно, еще при создании компании и выборе для нее определенной отрасли.

Также такая оптимизация носит долгосрочный характер, ведь переориентироваться потом будет непросто, дорого, и эта процедура займет много времени. Подчеркнем, что при выборе сферы деятельности приоритетными являются производственные, общеэкономические вопросы, тогда как возможность оптимизации налога – это лишь их дополнение. Но нельзя отрицать, что грамотное применение предложенных государством льгот к бизнесу способно принести серьезную пользу.

Переоценка

У любой компании есть немало движимых объектов, чья стоимость непрерывно сокращается. Поэтому устаревшие, сильно потерявшие в цене активы переоценивают при помощи экспертизы, чтобы снизить имущественный налог. При этом налоговый учет будет вестись без изменений, сократится лишь отражаемая в балансе стоимость основных средств. Такая процедура осуществляется раз в год в отношении групп однородных основных средств.

Иными словами, в ней должны принимать участие все объекты, входящие в определенную группу, допустим, легковые автомобили. По закону не получится переоценить один из них, сохранив прежнюю стоимость остальных. Фирма сама выбирает конкретную категорию объектов, основываясь на экономической целесообразности. Если цена транспорта сильно снизилась, а у недвижимости выросла, переоценивают лишь автомобили, продолжая учитывать здания без изменений.

В заключение необходимо отметить, что изменения в законодательстве, безусловно, будут иметь положительный эффект для обновления основных фондов. Но при этом не нужно забывать о наличии действенных способов оптимизации имущественных налогов.

У многих организаций на балансе числятся объекты движимого имущества. С 2015 года внесено несколько важных поправок в порядок налогообложения такого имущества. О них аудиторы компании «Правовест Аудит» расскажут в данной статье.

Что такое движимое имущество?

Определение понятия содержится в статье 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Не относящиеся к недвижимости вещи, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. При этом объектом налогообложения налогом на имущество признается только то движимое имущество, которое учитывается на балансе в качестве объектов основных средств (ОС) в порядке, установленном ПБУ 6/01.

Все ОС 1 и 2 амортизационных групп - не

Как известно, движимое имущество, принятое к учету в качестве ОС после 1 января 2013 года, до этого года не являлось объектом налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

С 1 января 2015 года данный подпункт 8 полностью изменен - не являются объектом налогообложения ОС, включенные в 1 или во 2 амортизационную группу в соответствии с Классификацией ОС, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. N 1.

Напомним, что к 1 и 2 амортизационным группам относятся объекты ОС со сроком полезного использования соответственно от 1 до 2-х лет включительно и свыше 2-х, но не более 3-х лет.

Таким образом, с 1 января 2015 года ОС, относящиеся к 3-10 амортизационным группам (в том числе движимое имущество), признаются объектом налогообложения.

Введена новая льгота - движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013

Однако включать в налоговую базу движимое имущество в большинстве случаев не придется. Поскольку одновременно с 1 января 2015 года появилась новая налоговая льгота (п. 25 ст. 381 НК РФ). Под нее как раз попадает движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС, за исключением движимого имущества, принятого на учет в результате:

Реорганизации или ликвидации юридических лиц;

Передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Таким образом, если при реорганизации (ликвидации) фирма получила движимое имущество 3-10 амортизационной группы, то с 2015 года оно учитывается при расчете налоговой базы (письмо ФНС России от 20.01.2015г. N БС-4-11/503). До 2015 года при получении движимого имущества в результате реорганизации в период 2013-2014гг. данные ОС объектом налогообложения не являлись.

Что касается получения имущества от взаимозависимых лиц. Если от учредителя с долей в уставном капитале более 25% получено движимое имущество 3-10 амортизационной группы, то с 2015 года данное имущество также подлежит налогообложению. Даже если оно принято к учету в 2013-2104 гг.

Любое другое движимое имущество 3-10 групп, принятое к учету после 1 января 2013 года, льготируется.

Нюансы заполнения расчета по авансовым платежам за 1 квартал 2015 года?

Таким образом, не платят организации, у которых (п. 1 ст. 373 НК РФ):

Нет ОС;

ОС только 1-2 амортизационной группы. При этом не важно: каким образом на баланс приняты данные ОС (получены при реорганизации или от взаимозависимых лиц, либо просто куплены у сторонней организации).

Такие фирмы не должны сдавать декларацию и авансовый расчет по налогу (ст. 373, НК РФ).

Если же среди прочего облагаемого имущества у организации присутствуют ОС 1-2 амортизационной группы, то их стоимость нигде в авансовом расчете по налогу не показывается, поскольку такие ОС объектом налогообложения не являются.

Если же у организации имеется движимое имущество 3-10 группы, подпадающее под льготу (п. 25 ст. 381 НК РФ), то его отражается в разделе 2 расчета в составе объекта налогообложения, а также льготируемого имущества.

Таким образом, если ранее движимое имущество, приобретенное после 1 января 2013 года, не являлось объектом налогообложения и при камеральной проверке налоговым органом никак не проверялось, то с 2015 года налоговики вправе требовать от налогоплательщика документы, подтверждающие данную налоговую льготу (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Итак, с 1 января 2015 года:

- любое имущество 1 и 2 амортизационных групп не является объектом налогообложения;

- движимое имущество 3-10 групп, принятое на учет с 1 января 2013 года, льготируется (за исключением полученного при реорганизации, ликвидации, от взаимозависимых лиц).

Аудиторы «Правовест Аудит» всегда готовы помочь и рады ответить на все интересующие Вас вопросы!