Знание и его основные виды. аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Виды знаний являются одним из центральных понятий в курсе обществознания. При рассмотрении вопроса важно разбираться в многообразии классификаций и в уровнях.

Знание представляет собой сочетание чувственного познания с рациональным. В ЕГЭ вопросы бывают связаны не только с определением, но и классификацией.

Давайте обо всём по порядку разберёмся в этой теме.

Что такое знание

К основным значениям понятия «знание» относятся:

  1. Отражение в человеческом мышлении результата познавательной деятельности.
  2. Правильный, проверенным временем опыт, являющийся таковым и в персонализированном, и в доказуемом отношении.
  3. Предмет организационной деятельности людей, существующих на разных житейских уровнях.

Первую концепцию классификации знания сформулировал О. Конт. Он указал поэтапно сменяющиеся последовательности: религиозное, философское и позитивное (наука). Уровни познания оказали сильное влияние на видения о знании.

Классификация знаний

Рассмотрим основные классификации:

  • по источнику сведений – при общении с людьми, на бумажных носителях, на электронных ресурсах, в сети интернет и на объектах культуры;
  • по методу получения информации – текстовой формат, изображение в виде картинки, устная речь;
  • по степень организованности – строгие, структурированные и неформальные;
  • по области деятельности – биологическое, правовое и так далее.

Методы получения сведений также подразделяют знания на связанные со сверхъестественным, бытовые, житейские. Последние строятся на конкретных действиях, связанных с освоением и преобразованием мира.

Виды человеческих знаний

Основные виды знаний в современной классификации:

  1. Обыденное или житейское – связано с ежедневным опытом человека, то есть по сути это констатация фактов повседневной жизни. Именно оно во многом определяет поведенческие привычки людей, принципы их взаимодействия с другими и природой.
  2. Мифологическое – связывает эмоции и рациональное исследование. Характерно для раннего этапа формирования общества, где человек формулировал реальность, наблюдая за явлениями.
  3. Религиозное – основано на вере в высшие силы. Важно, что результаты познавательной деятельности фиксируются в форме очевидных образов. Религия дает людям ценностные ориентиры.
  4. Художественное – не стремится отобразить действительность четко и обоснованно. Художественный образ допускает вымысел.
  5. Философское – основано на видении мира, которое объясняется рациональными связями.
  6. Рациональное – строится на понятиях логики и мышлении.
  7. Иррациональное – не подчиняется логическим законам, как правило, основано на эмоциях, аномальных явлениях и переживаниях.
  8. Личностное или неявное – связано с индивидуальным восприятием мира конкретным человеком, оно носит поверхностное представление реальности.
  9. Квазинаучное – объединяет некоторые виды знаний и представлено в виде мистических образов, магии. К квазинаучному виду относят такие науки как алхимия, астрология, эзотерика и так далее. Они могут быть полезными, но сложно доказуемыми.

Формы знаний

Что касается форм знаний, то их подразделяют на научное и многообразие ненаучных. Особенностью научного является то, что оно объективно и систематизировано.

К основным признакам относятся:

  • рациональность – получено в результате интеллекта и мыслительной деятельности индивида;
  • сформулировано кратко в виде принципов, законов, норм;
  • систематизировано – повторяющееся;
  • получается в результате эмпирических исследований;
  • стремится к точности и конкретике;
  • доказуемо и обладает научным языком;
  • не предполагает авторскую трактовку.

Ненаучное знание подразделяют на следующие виды:

  1. Донаучное – информация, постигнутая до зарождения современных научных представлений.
  2. Паранаучное – противоположность или изменение текущих видов знаний. Примеры: астрология, уфология или экстрасенсорика.
  3. Вненаучное – искажение представлений о действительности, связано с отсутствием терпимости.
  4. Антинаучное – свойственно ложное, утопичное, в частности вера в устойчивое убеждение.
  5. Псевдонаучное – игнорирует экспериментальный опыт, противоречит принятым принципам в сторону веры, а не логики.
  6. Лженаучное – нет ни доказательств, ни опровержений, используются пассивные представления и предположения.

Стоит отметить: истинное знание – соответствие фактов и высказываний о них. Искажающие действительность видение мира не может быть абсолютной истиной.

Не только теоретические, но и практические знания требуются человеку для ориентации в мире, а также объяснения логики определенных событий. Они позволяют планировать и предвидеть явления. На выходе обработка и использование знаний порождает новые виды и формы.

К ключевым процессам относятся: изучение, накапливание, хранение и обработка знаний, а в дополнение — их передача другим индивидам. Необходимые энциклопедические сведения в современном мире доступно получить посредством интернета.

1.3 Виды знаний

Богбаз10, §6, 63-64; Богпроф10, §23.


Классификация № 1 .
Основание
1) Миф – (от греч

:

    очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация);

    нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени);

    поиск целенаправленной воли (телеологизм);

    идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе;

    восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических (дуализм).

2) Религия (от лат

3) Практическое знание

4) Народная мудрость , здравый смысл .
Здравый смысл (англ
5) Искусство

    .
    Образность и наглядность .

    Специфические , Воображение и фантазия познающего субъекта;

!!!

6) Паранаука (от греч
Классификация № 2 :
2) научное;
3) практическое;
4) художественное;

5.1. Какое место занимает знание на карте человеческой духовности?
5.2. Виды знания.
5.2.1. Классификация № 1.
5.2.2. Классификация № 2.
5.2.3. Классификация № 3.
5.2.4. Классификация № 4.

5.1 . Какое место занимает знание на карте человеческой духовности ?
5.1.1. Знание и мнение .
Античная мысль отвечала на вопрос о том, что такое знание, сравнивая его с мнением. Считалось, что мнение строится на чувстве, поэтому оно касается единичных предметов и характеризуется изменчивостью и относительностью. В отличие от мнения, в знании схватываются не единичные, а общие свойства, в силу чего знание обладает всеобщим характером и неизменностью.
5.1.2. Знание и вера .
Средневековая философия подняла вопрос об отличии знания от веры. Знание связывалось с обязательно присущим ему доказательством. Вера не требует доказательств, и тем самым принципиально отличается от знания.
5.1.3. В Новое время под влиянием успехов естественных наук знание понимается как научное знание. Понятия знания, истины и науки были фактически отождествлены.
5.1.4. Современная философия постепенно отказывается от отождествления знания и науки.
Сегодня в качестве относительно самостоятельных способов познания наряду с наукой рассматриваются и другие виды духовной деятельности. Помимо науки выделяются такие виды знания, как обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, оккультное, паранормальное, медитативное.
5.2 . Виды знаний .
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания.
5.2.1. Классификация № 1 .
Основание : каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии, искусству и т.д. соответствуют специфические формы знания.
1) Миф – (от греч . mythos – предание, сказание) – повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы :
1) мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы);

2) эсхатологические мифы;

3) человека (антропогонические мифы);

4) о происхождении солнца (солярные мифы);

5) луны (лунарные мифы);

6) звезд (астральные мифы);

7) мифы о животных;

8) календарные мифы;

9) мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия);

10) мифы об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов.
Эсхатология (от греч . eschatos – крайний, последний и logos – учение) – учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце.
Особенности мифологического познания :
1) очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация);
2) нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени);
3) поиск целенаправленной воли (телеологизм);
4) идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе;
5) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических (дуализм).
Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.).
2) Религия (от лат . religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
3) Практическое знание – знание о том, как действовать в ходе преобразования природного и социального мира, какими свойствами обладают материалы, предметы, каков порядок операций в повседневной и специализированной деятельности.
4) Народная мудрость , здравый смысл .
Здравый смысл (англ . – common sense) – общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом.
Здравый смысл не поднимается до уровня научного и философского осмысления действительности, но и противопоставлен оторванным от жизни искусственным построениям.
Здравый смысл в основе своей не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании различаются главное и второстепенное и обрисовываются крайности.
5) Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Специфика искусства как формы художественного познания .
1) Образность и наглядность .
Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности , а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в скульптуре – объемно-пространственные формы.
3) Воображение и фантазия познающего субъекта; художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, !!! искусство исследует человека в целом.
6) Паранаука (от греч . para около, возле, при) – околонаучное знание.
В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), паранаука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует.
В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Это пространство занимает паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.
Паранаука отличается претензией на универсальность: часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Например, утверждение «Человек рождается со сферическим биополем» содержит больше вопросов, чем информации.

Паранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, обращается не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п.
5.2.2. Классификация № 2 :
1) житейское знание (основано на здравом смысле и обыденном сознании, сводится к констатации фактов и их описанию);
2) научное;
3) практическое;
4) художественное;
5) рациональное (отражение реальности в логических понятиях и категориях);
6) иррациональное (предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, аномальные явления, не укладывающиеся в законы логики и науки);
7) личностное (зависит от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности).
Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил построения знания. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, является необходимой и реально существующей компонентой знания. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в общении с мастером.
5.2.3. Классификация № 3 .
Основание : степень близости (удалённости) к научному знанию .
Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.
Вненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое находится в противоречии с существующей картиной мира.
Формы вненаучного знания .
1) Донаучное знание выступающее прототипом, предпосылочной базой научного.
До возникновения науки человек получал достаточно достоверные знания, используя их в практической деятельности.
Наши предки располагали достаточно высокоразвитыми космологическими, медицинскими, экологическими представлениями, которые могли быть даже более адекватными и результативными на практике, чем научные теории недавнего времени.
2) Ненаучное знание – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.
3) Паранаучное знание несовместимо с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.
4) Лженаучное знание сознательно эксплуатирует домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание. Являясь заблуждением, стремится придать себе форму научного знания и претендует на его статус и признание. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров.
Признаки лженауки : малограмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам, претенциозность.
Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Особенностью лженаучных знаний является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью.
5) Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, шельмование кибернетики и т.п.
6) Антинаучное знание утопично и сознательно искажает представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды нестабильности.
7) Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
8) Эзотеризм (от др.-греч . ἐσωτερικός – внутренний) – учение, претендующее на тайность, скрытость содержания, предназначенное только для посвященных; сфера специфических взглядов о глубинной мистической (неочевидной) сути эволюции мира, цивилизации и человека.
5.2.4. Классификация №4 (по степени обобщённости, теоретичности ).
1) Обыденное познание : фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, приметы, игры.
Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто и молчаливо руководит действиями субъекта.
Другая его особенность – принципиально бесписьменный характер.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным.
2) Чувственно – абстрактное познание : миф, искусство, мораль, религия, оккультное, паранормальное, медитативное познание.
Оккультизм (от лат . occultus – тайный, сокровенный) – совокупность учений о скрытых, сверхъестественных, «аномальных» силах космоса, земных предметов и явлений, тела человека, слов, чисел, знаков.
Виды оккультизма : астрология, алхимия, физиогномика, графология, френология, спиритизм, полтергейст, каббалистика.
То, что в оккультных учениях казалось таинственным, нередко становилось предметом науки (как это случилось с магнетизмом в эпоху Возрождения, гравитацией в Новое время, земными лучами в наше время). Оккультное познание способствовало выработке нового мировоззрения, стремясь рассматривать человека (микрокосм) и мир (макро- и мегакосм) в их взаимодействии. Во многом благодаря оккультизму стал разрабатываться «антропный принцип»: человек стал рассматриваться как «узел Вселенной».
Астрология (от греч . astro – звезда и logos – учение) – учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени.
Алхимия (от арабского аль-кимия, которое восходит к греческому chēméia, от chéō – лью, отливаю) – донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3-4 вв. н. э.), получила особенно широкое распространение в Зап. Европе (11-14 вв.). Главная цель алхимии – нахождение т. н. «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и т. д. Положительная роль алхимии – в открытии или усовершенствовании (в процессе поиска чудодейственного средств способов получения практических ценных продуктов (минеральные и растительные краски, стекла, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли), а также в разработке некоторых приемов лабораторной техники (перегонка, возгонка и др.).
Физиогномика (греч . physiognomike, physiognomonike, от physis – природа и gnomonikos – сведущий, знаток) – 1) учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела.
Графология (от греч . graphe – почерк и logos – учение) – учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются в психологии, медицине и криминалистике.
Френология (от греч . phren – ум, душа и logos – учение) – концепция, согласно которой на основании краниометрических (форма черепа) данных можно судить о психических особенностях человека.
Краниометрия (от греч . kranion – череп и logos – учение) – совокупность приемов измерения черепа, предназначенных для изучения вариаций его строения и применяемых в антропологии, а также в некоторых областях медицины, напр. в судебной медицине.
Спиритизм (от лат . spiritus – душа, дух) – мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой «общения» с ними. Возник в середине 19 в. в США.
Полтергейст (от нем . poltern – шуметь, стучать и Geist – дух) – необъяснимые, паранормальные явления, связанные с шумом и стуками, самопроизвольным движением (швырянием) предметов, самовозгоранием и т. д. Полтергейст (в отличие от призрака) привязан не к месту, но к человеку.
Каббала (древнееврейское, буквально – предание) – мистическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл Торы (Пятикнижие в Ветхом Завете) и других священных книг. Сложилась в 13 в. в Испании («Зогар», или «Книга сияния», на арамейском языке). Так называемая практическая каббала («кабалистика») основана на вере в то, что при помощи особых ритуалов, молитв, словесных и буквенных формул, чисел, амулетов человек может соучаствовать в божественном творении.
Паранормальное познание (от греч . рara – около, за пределами, вопреки) – вид вненаучного познания, который даёт определённую информацию о необъяснимых в данное время наукой физических явлениях и нестандартных способностях человеческого организма воздействовать на других людей, который описывает, объясняет и использует феномены, ещё не известные официальной науке и не доступные легальной практике.
Виды паранормального познания :
Экстрасенсорное восприятие – многозначный термин, используемый для обозначения многих якобы существующих эзотерических феноменов, таких как ясновидение, телепатия (мысленное общение) и предзнание.
Телепатия (от греч . tele – вдаль, далеко и pathos – чувство) – передача мыслей и чувств на расстояние без посредства органов чувств.
Телекинез (от гре ч. tele – вдаль + kinesis – движение, дословно: движение на расстоянии) – перемещение человеком физических объектов без посредства мышечного усилия. Попытки объяснения феномена телекинеза предпринимаются в парапсихологии.
Биолокация (от био... и лат. loco помещаю, расставляю), лозоходство, даузинг – группа парапсихологических практик, декларирующая возможность обнаружения скрытых предметов, обычно расположенных под землёй, таких как полости, источники воды, залежи полезных ископаемых, «геопатогенные зоны», «линии магической силы» и т.п. с помощью лозы, специальной рамки, маятника или иных приспособлений.
Ясновидение. дальновидение – получение знаний о тех или иных событиях без использования известных органов чувств или логических суждений.
Левитация (лат . levitas – легкость) – научно не объясненный феномен свободного парения человеческого тела (или какого-либо предмета), отмечаемый в различных сообщениях о святых, йогах, медиумах и т.п.; состояние левитации нередко переживается в сновидениях.
Медитативное познание, медитация (от лат . meditatio – мысленное созерцание, дремотное размышление) – это предельно глубокое духовное состояние, достичь которого можно следующими путями.
Во-первых, в результате постепенной отрешённости от внешних воздействий, телесной раслабленности, подавления реактивных, эмоциональных проявлений при помощи определённых физических упражнений, танцев, частых повторений молитв.
Такой путь предписывался в индийской и буддийской йоге, в античной «философии экстаза» платоников и неоплатоников, в учениях мусульман-суфистов, иезуитов («экзертация»), в православном «умном делании» исихастов. Нередко этот путь применяется и в настоящее время различными религиозными (кришнаиты), философскими (экзистенциализм), психоаналитическими («глубинная психология» Карла Юнга) течениями и даже в искусстве («медитативный» стиль в изобразительном искусстве, литературе, кино, музыке).
Во-вторых, в результате употребления наркотических средств, кислородного голодания, изоляции.
В-третьих, в состоянии клинической смерти, «жизни после смерти».
3) Вненаучное теоретическое познание : обществознание, философия.

Раздел Познание

Познание: уровни и методы.

Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение но­вого знания об окружающем мире .

Субъект познания

Результат

Объект познания

Познаю­щий чело­век, наде­ленный волей и со­знанием, или кол­лектив

Все об­щество

Познавае­мый пред­мет, (про­цесс, яв­ление, внутреннее состояние человека)

Весь ок­ружаю­щий мир

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.

Агностицизм

(гр. agnostos -

Недоступный познанию)

Скептицизм

(гр. skeptikos - рассматривающий,

критикующий)

Оптимизм

(лат. optimus -

наилучший)

Отрицает полностью или частично возможность по-

знания мира, познание не дает достоверных сведений о мире

Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в

том, что все знания о мире носят достоверный характер

Утверждает принципиальную познаваемость мира,

принципиальную

возможность получения достоверныхзнаний о мире

Познание имеет два уровня (две стороны) - чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слу­хом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное позна­ние - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществля­ется посредством мышления.

Формы чувственного познания

Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-

Ственного воздействия на органы чувств.

Восприятие - чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-

Вующих на органы чувств.

Представление - чувственно-наглядный, обобщенный об­раз предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроиз­водимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.

Эмпиризм - единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Чувственное познание

Рациональное познание

Непосредственность, выра­жающаяся в прямом воспроиз­ведении объекта

Наглядность и предметность возникающих в результате по­знания образов

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

Опора на результаты чувст­венного познания

Абстрактность и обобщен­ность возникающих в резуль­тате познания образов

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономер­ных связей и отношений

Истина - это знание, соответствующее своему пред­мету, совпадающее с ним.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина - это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Критерии (измерители, показатели, то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения) истины:

соответствие законам логи­ки;

соответствие ранее открытым законам на­уки;

практика;

про­стота, экономичность формы.

Заблуждение - это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не со­ответствующее реальности, но принимаемое за истину.

Ложь - это сознательное искажение образа объекта.

Знание - результат познания действительности, полученное человеком в ходе активного отражения объективных зако­номерных связей и отношений реального мира.

Виды знания

Наименование

Сущность

Житейское

Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.

Научное

достоверное обобщение фактов, облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы (формулы, графики, схе­мы и т. д.)

Художествен­ное

Строится на образе. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности, средства , при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); большую роль в процессе познания играет воображение и фантазии познающего субъекта.

Иррациональ­ное

Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмо­ции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномаль­ные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки

Личностное

Зависимо от способностей субъекта и от особен­ностей его интеллектуальной деятельности

Научное познание

Научное познание - особый вид познавательной де­ятельности, направленный на выработку объективных , системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

Объективность добываемого знания;

Развитость понятийного аппарата (категориальность);

Рациональность, связанная с непротиворечивостью,

Системность;

До­казательность и проверяемость;

Высокий уровень обобщения знаний;

Универсальность;

Использование специальных способов и методов позна­вательной деятельности.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы .

Уровни научного познания

Формы научного познания

Методы научного познания

Эмпирический (выявление объек­тивных фактов)

Научный факт

Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация, опи­сание, сравне­ние

Теоретический (выявление закономерностей, внутрен­них связей)

Проблема

Гипотеза

Анализ и син­тез, дедукция и индукция,ана­логия, модели­рование, абст­рагирование, идеализация, формализация, математизация

Закон - объективная, существенная, всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема - осознанная формулировка вопросов, возни­кающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза (гр. hypothesis - основа, предположение ) - на­учное предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно, носит ве­роятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке , обосновании.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, даю­щая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности, система законов.

Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания .

Наблюдение

Эксперимент (лат. - проба, опыт)

Целенаправленное и органи­зованное восприятие внеш­него мира, доставляющее первичный материал для на­учного исследования

Исследование какого-либо явле­ния путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствую­щих целям исследования, или же через изменение течения процес­са в нужном направлении

Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна­ния на объект исследования

Наличие преобладающего воз­действия субъекта познания на объект исследования

Возможность использования приборов и инструментов

Создание необходимых условий, включая устранение всех мешаю­щих факторов; материальные воз­действия на объект или условия; измерения с применением соответ­ствующих технических устройств

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis - разложение) - процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час­ти.

Синтез (гр. synthesis - соединение) - процесс мысленно­го или фактического воссоединения целого из частей.

Индукция (лат. inductio - наведение) - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор со­вершается переход к общим положениям. Отдельные фак­ты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio - выведение) - доказательст­во или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе зако­нов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia - соответствие) - сходство нетожде­ственных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью система­тического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объек­та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс­ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения.

Формализация (лат. forma - вид, образ) - уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация - использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

«Свои выводы наука формулирует в____________(1), за­конах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отноше­ние познающего_____________(2) к изучаемым явлени­ям. Все, что наука делает своим___________(3), она ис­следует со стороны закономерностей и_______(4). Научное

познание опирается на систему__________(5) и выраба­тывает свой собственный ___________(6), отличный от

обычного».

А)вопрос Е) теория

Б) предмет Ж) язык

В) проблема 3) субъект

Г) метод И) причина

Ответ: ЕЗБИГЖ.

Социальные науки, их классификация

Социальные науки - форма духовной деятельности лю­дей, направления на производство знаний об обществе.

Наиболее об­щие знания об обществе в целом призваны давать такие нау­ки, как философия и социология.

Важнейшие социальные науки

Наименование

Сущность

Социология (гр. societas - общество и гр. logos - уче­ние, слово)

Наука о закономерностях раз­вития и функционирования со­циальных систем как глобаль­ных (общество в целом), так и частных

Философия (гр. phileo - люблю и sophia - мудрость)

Наука о наиболее общих зако­нах развития природы, общест­ва и познания

История

Наука, изучающая прошлое че­ловеческого общества

Культурология (лат. cultu-га - возделывание, обраба­тывание и гр. logos - уче­ние, слово)

Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю сово­купность знаний о культуре

Политология (гр. polity - права гражданства, полити­ческий порядок и logos - учение,слово)

Наука, объектом изучения ко­торой является многообразие политической жизни (инсти­туты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдель­ных обществ, так и мирового сообщества в целом

Правоведение

Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты пра­воприменительной деятельности

Экономика (от гр. oikos - домашнее хозяйство и по-mos - правило)

Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют посто­янно растущие потребности

Эстетика (гр. aisthetikos - чувствующий, чувственный)

Наука о закономерностях эсте­тического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты

Этика (гр. ethos - привыч­ка, обычай)

Одна из древнейших теоретиче­ских дисциплин, объектом изу­чения которой является мораль

Социальное и гуманитарное знание

Социальное познание - процесс приобретения и разви­тия знаний о человеке и обществе.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают .

2. Получаемое социальное знание всегда связано с инте­ресами индивидов-субъектов познания.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой , это цен­ностное знание. естествознание - «истины разума», обще­ствознание - «истины сердца».

4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных за­кономерностей затруднено.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень бы­стро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Описать и понять социальные явления позволяет пра­вильный подход к ним. Это означает, что социальное позна­ние должно опираться на следующие принципы :

Рассматривать социальную действительность в разви­тии;

Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

Выявлять общее (исторические закономерности) и осо­бенное в общественных явлениях.

Интерпретация социального факта - это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

Знание – это результат познавательной деятельности человека.

Знание — это многозначное понятие:

  • Во-первых, это вся та информация, которую человек получил, осознал, воспринял об окружающем его мире, всё, что он о нём знает.
  • Знания – это и умения, навыки, которые человек получил в результате овладения информацией.
  • Наконец, о знании говорят как об определённой познавательной единице, противоположной практике, но в то же время находящейся с ней во взаимосвязи.

Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?

Формы человеческого познания

  • научное (систематизированное, объективное, доказанное, проверяемое)
  • ненаучное (разрозненное, несистематизированное, находящееся в противоречии с научной картиной мира)

Ненаучное в свою очередь делится на следующие формы:

Формы ненаучного знания Особенности
Донаучное Основа научного знания, оно возникло ещё до того, как знания оформились в определённые науки.
Паранаучное От греческого «вне», то есть знание, не принимаемое наукой, несовместимое с ней.
Лженаучное Знание, сознательно использующее всякого рода домыслы и предрассудки.
Антинаучное Утопичное, искажающее действительность.
Квазинаучное «Квази» — от лат. quasi якобы, как будто, то есть «мнимый, ненастоящий». Опирается на методы насилия и принуждения, возникает в строго идеологизированном режиме. Например, в СССР при Сталине — лысенковщина, то есть критика и гонения на генетику как науку.
Псевдонаучное «Псевдо» — от греческого корня pseudos «ложь». Знание, спекулирующее на популярных теориях, например, о снежном человеке, о древних астронавтах.

Виды знаний

Наименование Особенности, сущность
Научное Объективное, достоверное знание об окружающем мире. Реальность выражается в нём виде теоретических понятий, формул, законов, принципов.
Житейское Знание, которое основано на здравом смысле, обыденном сознании. Сводится к констатации фактов, к их описанию. Возникает в повседневной деятельности людей, в их взаимоотношениях с природой и друг с другом.
Практическое Преобразование мира, овладение вещами.
Художественное Образное восприятие мира, целостное отражение его и человека в нём, но с точки зрения видения мира творцом данного образа.
Рациональное Связано с рациональным мышлением, отражение действительности в определённых понятиях, категориях.
Иррациональное Основано на чувственном восприятии мира, эмоциях, переживаниях, интуиции
Личностное Знание, характерное для каждого конкретного человека, его уровень знаний о мире. Оно зависит от способностей человека, его желаний познавать мир, заниматься интеллектуальной деятельностью.

Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна