Задание 15 теста егэ по русскому. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Задание 15 ЕГЭ 2015

Так формулируется задание в демоверсии 2015 года:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.

Как следует из формулировки КИМа 15, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) и в сложносочинённом предложении.

Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т. е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении.

Простое предложение содержит одну грамматическую основу. Оно может быть осложнённым, в данном задании нас интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и тогоже члена предложения.

Обрати внимание на следующее:

Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Однородные члены предложения могут использоваться:

без союзов

с одиночными союзами

с повторяющимися союзами

с двойными союзами

В саду расцвели розы , лилии , ромашки

соединительными союзами и, да(=и), или

Вдруг налетела буря с крупным И частым градом.

Осеннею свежестью , листвой И плодами благоухает сад.

союзами противительными а, но, да(=но), зато, однако

Не железным ключом открывается сердце, А добротой .

либо…либо

не то…не то

1) и Ο, и Ο, и Ο

или Ο, или Ο, или Ο

Мне чудятся ТО шумные пиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.

2) Ο, и Ο, и Ο

Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ просто игнорируешь .

3) Ο и Ο, Ο и Ο

Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

не только… но и

как…так и

если не…то

не столько сколько

хотя и…но

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только Ο, но и Ο

как Ο, так и Ο

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Запятая ставится:

1. , (Люди танцевали, смеялись .)

2. , но (Мы устали, но выполнили задание.)

3. и , и (На столе лежали и краски, и кисти .)

, и , и (На столе лежали краски, и кисти, и фломастеры .)

4. как , так и(На столе лежали как краски, так и кисти . На столе лежали не толькокраски,но и кисти )

Запятая не ставится:

иВ библиотеку привезли книги и словари .

илиВ библиотеку привезут книги или словари .

Ловушка №1!

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами):

Запятые нигде не ставятся!

Ловушка №2!

Фразеологические обороты

(устойчивые сочетания слов):

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинит­ельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга запятыми.


, .

Знаки препинания в сложносочинённом предложении не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например: К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например: Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

    вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

    побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!

    восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

    назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.

    безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.

Предложения

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.
  2. Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного хоровода пляшет ярко-красный язычок.
  3. Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.
  4. Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто.
  5. Лето в этом году пришло поздно и не было похоже ни на одно другое лето.


2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. С пугающей торопливостью туман покидал болото и его белые клочья были похожи на взмывающих в небо лебедей.
  2. В тёмных и влажных еловых лесах с большим количеством черники грибов мало.
  3. Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.
  4. Не только у славян но и у всех древних народов дуб почитался священным деревом.
  5. Где-то за домами раздались выстрелы и потонули в синем куполе неба.


3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Только под стеной бригадного барака да у столбов жердевой изгороди торчат пучки пропылённой травы.
  2. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель то закрякает дикой уткою.
  3. Осеннее солнце и ветер высушили на деревьях листья и окрасили их в жёлтые и коричневые цвета.
  4. Целыми днями бродил я по лесу забирался в самые дебри и рассматривал следы на земле.
  5. Ветер бесновался рябил холодные лужи гнул к земле стройные гибкие тополя.


4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В комнаты падала тень от старых почерневших деревьев и потому в квартире всегда было сумрачно и холодно.
  2. Встревоженный лебедь приподнялся над водой и замахал широкими серебряными крыльями.
  3. Кочевая жизнь ничего не изменила ни во внешности ни в характере ни в речи Оськи.
  4. Я маялся от ощущения не то подступающих неприятностей не то начинающейся болезни.
  5. Зайцы-русаки ночами бегают по полям откапывают хлебную озимь оставляют на снегу путаные следы.


5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Я вышел за дверь и у ступеней крыльца увидел лисичку.
  2. Ежедневные походы в школу через тёмный глухой бор закалили не только мышцы Глебки но и его характер.
  3. Сами улицы казались то ущельями то руслами рек.
  4. Позже привык Глебка и к шорохам и к шумам лесным и к темноте.
  5. Цветки появляются над водой лишь в утренние часы или вечером.


6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Ночь похолодела и от реки потянуло сыростью.
  2. Лида дрожала не то от холода не то от страха.
  3. Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.
  4. Всё пространство от края села до озера было заставлено палатками прилавками возами и автомобилями.
  5. На другой день Михаил Прокофьевич спокойно уходил в Сокольники или Коломенское гулял предавался размышлениям.


7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. За всеми этими событиями Петька да Васька позабыли на несколько дней про палатку.
  2. Солнце опустилось в багровые тучи и несколько раз принимался накрапывать дождь.
  3. Густые кроны деревьев в господском саду тихо задумчиво лепетали и еле слышный шорох их сливался и угасал в глубоком безмолвии ночи.
  4. Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти взял посох и кусок хлеба и побрел в город.
  5. Каждый куст и каждое дерево собирает дождевую воду на листьях и крупными каплями осыпает путника с головы до ног.


8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Марина успешно миновала первый и второй просмотры и была допущена к экзамену перед государственной комиссией.
  2. Вся тяжёлая и густая листва тополя дрожала и шумела от шторма.
  3. Вокруг глаз у бабушки лучиками разбегались маленькие морщинки а из глаз бежали струйки смеха привета и чуть заметной умной хитрости.
  4. Льдина под ногами зашевелилась и трещина на глазах стала расти.
  5. Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами дождями и заморозками.


9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Перед вечером на станции собрался народ не только из станицы но из всех соседних посёлков.
  2. Я бросил решать задачку и побежал в сад к ребятам.
  3. Один день он [Михаил Прокофьевич] мог целиком проспать зато затем всю ночь напролёт писал или читал книги.
  4. В течение секунды Седлецкому удавалось увидеть и струи дождя и мокрые крыши домов и чёрный бурлящий каньон в низине.
  5. Человек снял шапку сунул её под мышку вытер пот единственною своей рукой и спокойно огляделся вокруг.

(Авторы использованных для составления теста текстов: Автократов Н., Арсеньев В., Берггольц О., Борзунов С., Бражнин И., Вересаев В., Верзилин Н., Всеволжский И., Гайдар А., Голубев Г., Голявкин В., Давыдова Н., Дубов Н., Коковин Е., Крапивин В., Кубанский Г., Куприн А. Лихачёв В., Медынский Г., Мирошниченко Г., Николаев И., Осеева В., Панова В., Паустовский К., Платов Л., Рыбаков А., Рысс Е., Соколов-Микитов И., Фёдоров Е., Чесноков И., Шаталов В., Яроцкий Б.)

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных.

2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.

3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.

Одна запятая необходима:

в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо

во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая.

Правильный ответ указан под номером 2 и 5.

Ответ: 25|52

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16., Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

Цель

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

Например:

рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание :

Общая схема : О , О , О .

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : .

Пример 3

Пример 4

Общая схема : О , О и О .

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

И

И

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 :

Пример 4 :

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом

Обратите внимание :

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали

Пример 2: пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ.

Схема: О , а/но/да О

Пример 1:

Пример 2:

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

Схема: О , илиО , или О

Пример 1:

Чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько

Пример1: .

Пример 2:

Пример 3:

А снег шёл и шёл.

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения

Пример:

без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в . Например:

[О Сказ и О Сказ].

Листья багряные, золотые

общего второстепенного члена .

Пример 1 : .

через год

только на­ча­ло предложения

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ?

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города за­пя­тая поставлена

Пример 2 запятая ставится .


ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Источник задания: Решение 2450. ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Сверкающие волны загадочно смеялись и набегали на берег и звонко разбивались о камни.

2) Молчи скрывайся и таи и чувства и мечты свои.

3) Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно стих.

4) Детская память оказалась цепкой и первая встреча с театром осталась в ней навсегда.

5) В своём творчестве М. Волошин пытался не только осмыслить прошлое России но и предугадать её будущее.

Решение.

В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных челах предложения.

1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.

1) Сверкающие волны загадочно смеялись и набегали на берег и звонко разбивались о камни. Простое.

2) Молчи скрывайся и таи и чувства и мечты свои. Простое.

3) Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно стих . Простое.

4) Детская память оказалась цепкой и первая встреча с театром осталась в ней навсегда. Сложное.

5) В своём творчестве М. Волошин пытался не только осмыслить прошлое России но и предугадать её будущее. Простое.

2. Определим постановку запятых в сложном предложении. Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не имеют общий второстепенный член.

4) Детская память оказалась цепкой (,) и первая встреча с театром осталась в ней навсегда. Сложное, нет общего второстепенного члена, запятая нужна. ОДНА запятая.

3. Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).

1) Сверкающие волны загадочно смеялись и набегали на берег и звонко разбивались о камни. Однородные сказуемые соединены повторяющимся союзом «и» (смеялись, и набегали, и разбивались). ДВЕ запятые.

2) Молчи (,) скрывайся и таи и чувства (,) и мечты свои. Однородные сказуемые соединены союзом «и» (молчи, скрывайся и таи). Однородные дополнения соединены повторяющимся союзом «и» (и чувства, и мечты). ДВЕ запятые.

3) Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно стих. Однородные сказуемые соединены союзом «и» (свирепствовал и стих). НЕТ запятых.