Открытый урок "Внутренняя политика Екатерины II". Конспект урока

































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока : дать характеристику личности Екатерины II и ее роли в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, продолжить отработку практических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ по истории.

Задачи:

  • Образовательная: охарактеризовать личность императрицы Екатерины II, выяснить обстоятельства восшествия ее на престол, обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме; сформировать представление об эпохе Екатерины II в истории России.
  • Развивающая: способствовать формированию исторического сознания, составления характеристики исторического деятеля (работа по памятке), продолжить формирование умений анализировать исторические источники, использовать содержащуюся в них информацию для аргументации своей точки зрения, делать собственные выводы.
  • Воспитательная: сформировать личностное отношение учащихся к изучаемым событиям, умение давать ценностную оценку событиям, создать условия для воспитания чувства коллективизма, патриотизма, совершенствование работы в группах.

Тип урока: урок-практикум.

Формы организации деятельности учащихся : индивидуальная, парная, групповая.

Методы, используемые на уроке : беседа, анализ, сравнение исторических источников, технология сотрудничества.

Используемые педагогические технологии : технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные.

Оборудование : учебник по истории «История России в XVII-XIX вв», презентация, атласы, тексты с заданиями.

Понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, «золотой век дворянства», сословия, секуляризация.

План урока :

1. Историческая пятиминутка (проверка изученного ранее)

2. Создание проблемной ситуации:

  • Формулирование проблемы урока.
  • Версии, гипотезы по решению проблемы.

3. Актуализация знаний, планирование деятельности:

  • алгоритм характеристики и оценки исторической личности.

4. Составление исторической характеристики (работа по памятке, с текстами исторических источников).

5. Подведение итогов. «Черный ящик».

1. Историческая пятиминутка (проверка изученного ранее)

- Ребята, какую эпоху мы с вами рассматривали на предыдущих уроках? (дворцовые перевороты)

- Давайте проверим ваши знания по этому периоду . (Учащиеся делятся на 4 (или в парах) варианта, каждому варианту задание, потом осуществляется проверка, на парты раздается раздаточный материал)

1 группа: Восстановите хронологию событий по датам, кто правил?

2 группа: Восстановите даты правлений

3 группа: Определите, с чьим именем связаны следующие понятия:

Верховный Тайный Совет, бироновщина, восстановление Сената.

4 группа: Определите, с чьим именем связаны следующие понятия:

Расцвет фаворитизма, Малолетний царь - (1740-1741), манифест о вольности дворянству.

Погружение в тему

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Не обычный потому, что мы будем говорить о правлении императрицы, который в истории назван «золотым веком Российской империи». Будем говорить об эпохе, связанной со значительными преобразованиями, расцвета русской культуры. Когда императрице присвоили звание Великой, она сказала: «Великая ли я, решать будет потомство». Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь?(эпоха Екатерины II)

И тема урока: «Екатерина II: эпоха и личность». Запишите тему в тетрадь.

2. Создание проблемной ситуации: на экране приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II:

1. Политика Екатерины II была непоследовательной, ее замыслы и деяния нередко расходились между собой.

Формулирование проблемы:

Сравните две точки зрения о Екатерине II.,какой была политика Екатерины II?

Какое у вас возникает противоречие? Какой вопрос?

Проблемный вопрос: как оценить эпоху правления Екатерины II ?

Итак, это проблема нашего урока.

- Версии, гипотезы по решению проблемы.

Какие у вас есть предположения, версии по решению этой проблемы? (надо создать образное представление о Великой императрице России, составить ее исторический портрет, дать оценку ее деятельности)

Актуализация знаний, планирование деятельности:

Да, вы правы. Для того, чтобы ответить на главный вопрос урока, нам предстоит составить ее исторический портрет. Составление исторической характеристики является очень важной работой, так как при сдаче ЕГЭ по истории есть задание 25 (бывшее С6) «Историческое сочинение». В нем необходимо написать об одном из периодов истории России.

На экране приведено задание 25 ЕГЭ по истории, вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1425-1505 гг.;
2) 1762-1796 гг.;
3) 1941-1943 гг.

В сочинении необходимо:

  • указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

По составлению характеристики исторической личности можно использовать простой план – это план описание и сложный (развернутый план) с обязательным оцениванием.

Простой план

1. Годы жизни (правление).

2. Описание внешности, характер.

3.Основная деятельность.

4. Итоги деятельности.

- Мы будем работать по сложному (развернутому) плану, используя памятку:

Алгоритм характеристики и оценки исторической личности:

1. Время деятельности исторической личности (примерные хронологические рамки; время правления; правители, при которых протекала деятельность).

2. Изложите основные сведения о происхождении, жизненном пути деятеля. Определите исторические условия, в которых формировались его взгляды, характер:

а) историческая обстановка;

б) ближайшее окружение;

в) путь формирования личности: основные черты характера, общественно-политические взгляды.

3. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека.

Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.

5. Основные направления деятельности.

6. Выявите противоречия в характере и деятельности личности.

7. Определите, каких результатов данная историческая личность достигла в своей деятельности.

8. Выразите свое отношение к нему.

Составление исторической характеристики (работа по памятке, с текстами исторических источников)

Рассмотрим 1 вопрос плана. (на экран выводится задание из ЕГЭ К1.)

К I.Указание времени жизни исторического деятеля:

Задание 1. Выберите правильный(е) ответ(ы) по К I.:

  1. Время жизни - вторая половина XVIII в.
  2. Екатерина II правила с 1762 по 1796 гг.
  3. Екатерина II правила с 1765 по 1798 гг.
  4. Время жизни Екатерины II: 30-е годы - конец XVIII в.

- Приведите аргументы своего выбора. (Екатерина II правила с 1762 по 1796 гг., в целом 34 года. Опираясь на гвардию, свергла с престола 28 июня 1762 года своего мужа императора Петра III)

- Переходим ко второму вопросу плана.

2. Изложите основные сведения о происхождении, жизненном пути деятеля. Определите исторические условия, в которых формировались его взгляды, характер:

а) историческая обстановка;

- Как вы объясните смысл этой фразы? Приведете аргументы. (Да, ее изначально никто не рассматривал как претендентку на престол. Но она была наделена решительным характером, умом, который активно развивала при помощи самообразования, а кроме того – имела перед глазами пример Елизаветы Петровны.)

- Каким было отношение императрицы к «принцессе Фике»? (прохладным, даже презрительным. Были моменты, когда Екатерина отвечала ей взаимностью, но с другой стороны она восхищалась ею).

- Хорошо, что вы упомянули о второй стороне», сказали «и восхищалась ею». О чем говорит это факт? (Екатерина не могла не знать подробностей прихода Елизаветы к власти, и также не могла не восхищаться этим и не желать подобной судьбы для себя. Переворот удался Екатерине, как и Елизавете. 28 июня 1762 года гвардия – ее опора, присягнула Екатерине.)

б) ближайшее окружение .Вокруг Екатерины сложился кружок преданных ей людей.

Задание: Назовите представителей, вошедших в ближайшее окружение Екатерины, чем они прославились? (на экран выводятся портреты выдающихся деятелей, полководцев): Панин Н. И. , Безбородко А. А. , Братья Орловы, А.и Г., Потемкин Г.А., Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф, Румянцев П. А., Дашкова Е.Р .

- Какой вывод можно сделать по окружению Екатерины II ?

в) путь формирования личности: основные черты характера, общественно-политические взгляды

Задание: Учащимся даются суждения о характере Екатерины II. Организуется работа по группам. Каждая группа должна привести аргументы, доказывающие данное высказывание.

1 группа : «Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу».

2 группа: «С детства Екатерине толковали, что она некрасива, и это рано заставило ее учиться искусству нравиться».

3 группа: «У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать».

4 группа : «Для Екатерины жить – смолоду значило работать».

3. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека:

Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.

Спасибо за ответы. Итак, давайте подведем итоги и перечислим качества личности, которые помогали Екатерине II идти к цели: (целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, самообладание, собранность)

Вывод: Природная расчетливость, волевой характер, заставили ее хорошо выучить русский язык, узнать традиции, историю новой родины. Окруженная недругами, не любимая ни мужем, ни его теткой – императрицей, Екатерина в 1754 году родила сына, будущего императора Павла 1, постоянно опасаясь, что е вышлют из России.

Ребята, представьте себе, что вы оказались в России в XVIII веке и вы Екатерина II, работая с документом, назовите главные проблемы, которые стояли перед Россией в данный период, что, на ваш взгляд необходимо было сделать?

Работа с документом. Проблемы в России:

«Страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной рабочей силы, казна пустовала. Примером этого служило заседание Сената, на котором присутствовавшая Екатерина II, на ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» - никто ничего не смог ответить. Доходов в стране вроде бы собирали 15 млн. рублей в год. Но первая, же ревизия выявила, что на деле собирается 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета, таким образом, разворовывалась.

В стране назревало недовольство, которое вскоре переросло в крупнейшее восстание, революционный взрыв во Франции, критика крепостных порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями Н.И. Новиковым, А.Н. Радищевым требовали постепенности и осторожности проведения реформ.

- Какие цели ставит перед собой Екатерина II? (Ей приходилось выбирать гибкую стратегию, чтобы не допустить очередного государственного переворота с одной стороны и с другой - создать условия для дальнейшего развития государства.)

Задание по учебнику: Найдите по учебнику ответ на вопрос: как сама императрица определяла цели своего правления?

1. Укрепление самодержавия.

2. Просвещение народа.

3. Установление крепкого внутреннего порядка.

4. Заставить общество соблюдать закон.

5. Экономическое развитие страны.

6. Укрепление положения опоры самодержавия – дворян.

7. Разрядить социальное напряжение в обществе.

Общественно-политические взгляды: Ребята, согласны ли вы с высказыванием о том, что «Екатерина II в российской истории рассматривается как « просвещенный монарх»? Аргументируйте свой ответ . (императрица вдохновлялась идеей Просвещенной монархии. Состояла в переписке с просветителями.)

Что такое просвещенный абсолютизм? (политика Екатерины II, провозгласившая основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. Идеи этой политики были привиты европейской Философией Просвещения.)

- Давайте вспомним, кто в истории считается просветителями? (Вольтер, Дидро, Ж-Ж. Руссо, Дж. Локк, Монтескье, Гоббс, и др.)

- Екатерине II были известны данные идеи просветителей, она переписывалась с Вольтером, Дидро. Она написала документ, в котором отразилось ее понимание идей Просвещения. Как он назывался? (Наказ). Что такое Наказ? (свод правил и законов, созданных Екатериной II).

- Ребята, у вас есть текст ряда статей Наказа. Давайте найдем ответы на вопросы, которые позволяют нам понять содержание документа . (проводится работа по группам).

1 группа: «Глава 1 6. Россия есть Европейская держава. 7. Доказательство сему следующее. Перемены, которые в России предпринял ПЕТР Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали с климатом и принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. ПЕТР Первый, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашел тогда такие удобности, каких он и сам не ожидал».

Вопрос 1. Какой державой и почему Екатерина II считает Россию? (Россия – Европейская держава, потому что введенные Петром I европейские нравы и обычаи больше соответствовали климату и успешно распространились).

«Глава 2. 9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства. 11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно».

Вопрос 2. Какую форму правления Екатерина II считает наилучшей для России? Почему? (Екатерина II считает наилучшей формой правления самодержавие из-за обширной территории России и лучшего повиновения законам.)

«Глава 5. 33. Надлежит, чтоб законы, поелику (насколько) возможно, предохраняли безопасность каждого особо гражданина. 34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. 36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно.

Вопрос 3. Какова цель законодательства? В чем равенство граждан? Как Екатерина II понимает свободу (вольность)? (цель законов – охранять безопасность граждан. Равенство граждан заключается в равенстве перед законом. Свобода, по мнению Екатерины II, заключается в том, что бы делать то, что дозволяется законом.)

2 группа: «Глава 6. 41. Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу». «Глава 7. 65. Законы, преходящие меру во благом бывают причиною, что рождается оттуда зло безмерное.»

Вопрос 4. Какими должны быть законы по своему характеру? (законы должны запрещать только то, что вредно отдельному человеку или всему обществу, они не должны переходить меру в хорошем.)

«Глава 8. 94. Весьма худо наказывать разбойника, который грабит на больших дорогах, равным образом, как и того, который не только грабит, но и до смерти убивает. Всяк явно видит, что для безопасности общенародной надлежало бы положить какое различие в их наказании.96. Хорошие законы самой точной средины держатся…»

«Глава 10. 123. Употребление пытки противно здравому естественному рассуждению: 210. Опыты свидетельствуют, что частое употребление казней никогда людей не сделало лучшими».

Вопрос 5. Как должны соотносится преступление и наказание? Против каких наказаний выступает Екатерина II? (наказание должно соответствовать преступлению. Екатерина II осуждает пытки и наказания, которые калечат тело человека.)

«Глава 10. 243. Хотите ли предупредить преступления? 244. Сделайте, чтоб люди боялися законов, и никого бы кроме их не боялися. 245. Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтобы просвещение распространилось между людьми. 247. Еще можно предупредить преступление награждением добродетели».

Вопрос 6. Как, по мнению Екатерины II , можно предупредить преступления? (для этого люди должны бояться только законов, необходимо распространять просвещение, награждать добродетель и самое надежное – совершенствовать воспитание.)

3 группа: «Глава 11. 250. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка. Надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а другим - которые повинуются. 253. Следовательно, и избегать случаев, чтоб не приводить людей в неволю, разве крайняя необходимость к учинению того привлечет, и то не для собственной корысти, но для пользы государственной; однако и та едва не весьма ли редко бывает».

Вопрос 7. Как Екатерина II относится к сословному неравенству и крепостному праву (неволе, рабству)? (Екатерина II относится к социальному неравенству как к естественной положению вещей. Императрица выступает против злоупотреблений крепостного права.)

«Глава 13 . 297. Земледелие есть самый большой труд для человека. Чем больше климат приводит человека к избежанию сего труда, тем больше законы к оному возбуждать должны».

Вопрос 8. Каковы условия процветания земледелия? (условия процветания земледелия – наличие собственности и поощряющие законы.)

4 группа: «Глава 14. 348. Правила воспитания суть (есть) первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами. 352. Также вперяти (устремлять) в них любовь к отечеству и повадить (приучить) их иметь почтение к установленным гражданским законам, и почитать правительства своего отечества, как пекущиеся по воле Божией о благе их на земли. 354. Он запретить должен детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали, ниже (ни даже) в шутку; ибо ложь изо всех вреднейший есть порок»

Вопрос 9. Какова главная цель воспитания? Чему необходимо учить детей? (цель воспитания – формировать гражданина. Детей необходимо учить набожности, любви к Отечеству, уважению к законам и правительству, трудолюбию, правдивости, пристойному поведению, милосердию.)

«Глава 15. 363. Добродетель с заслугою возводит людей на степень дворянства. 364. Добродетель и честь должны быть оному правилами, предписывающими любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность к Государю. 369. … лишить дворянства никого не можно, кроме того, который сам себя лишил оного своими основанию его достоинства противными поступками и сделался чрез то звания своего недостойным».

Вопрос 10. Каковы права и обязанности дворян? (обязанности дворян – любовь к Отечеству, добросовестная служба, верность государю, следование понятиям о дворянской чести. Право дворян – неотъемлемость дворянского звания, которое можно потерять, только совершив поступок, противоречащий дворянской чести.)

- Какие из идей Просвещения содержатся в документе? (большинство идей просветителей нашли отражение в Наказе Екатерины II. Императрица обходит молчанием идеи народного суверенитета и разделения властей, не подвергает критике религию и церковь, то есть, наиболее радикальные идеи Просвещения. Таким образом, Екатерина II разделяла взгляды просветителей избирательно).

5. Основные направления деятельности.

Работа в группах. Работа с таблицей «Преобразования Екатерины II».

Задание : определите значение преобразований Екатерины II.

I группа – учебник, стр. 172-173. Уложенная комиссия.

Когда и с какой целью была созвана Уложенной комиссии? - Состав участников комиссии? Какая часть населения не имела своих представителей в Уложенной комиссии?

Итоги и значение работы Уложенной комиссии.

II группа – документ «Из Наказа Екатерины II Уложенной комиссии », учебник, стр. 177.

Как понимала императрица понятия «равенство» и «вольность»?

Какие изменения в судопроизводстве предлагала осуществить Екатерина II в своем «Наказе»?

Вывод: Каким видела Екатеринам II государственный строй России? Не все идеи французских просветителей были приняты Екатериной II. Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора», считала, что в России может быть только неограниченная власть монарха (но не такого, как это было прежде, а просвещенного, «философа на троне»). Помощь в управлении должны оказывать дворяне.
Параллельно идет заполнение таблицы Преобразования Екатерины II

Содержание

Значение

1764 г. указ о секуляризации церковных земель
Секуляризация – обращение церковной земельной собственности в государственную.

Церковь лишалась части земель и 2 млн. монастырских крестьян.

Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе.

Развитие просвещения.

1765 г. учреждение Вольного экономического общества; упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских губерниях);

Условия для развития экономики.
Попытки улучшения положения крепостных крестьян

Восстановила в прежних правах Сенат; лично стала присутствовать на заседаниях Сената.

Укрепляется система управления.
Наведение порядка в управлении.

1775 г. введение права на открытие предприятий без разрешения правительства;
1767 г. разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами.

Развитие экономики (промышленности).

Попытки улучшения положения крепостных крестьян.

1783 г. разрешение создания вольных типографий;
1786 г. начало проведения школьной реформы.

Развитие просвещения, ослабление цезуры.

1767 г. созыв Уложенной комиссии.

Выявило нужды каждого сословия. способствовала распространению идей Просвещения. Укрепила положение Екатерины II на троне. Новый свод законов не составлен.

III группа. – учебник, стр. 173-175. «Золотой век» российского дворянства.

Задание. Какие преобразования и как изменили положение дворян? (Продолжите работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II».)

Определите характер внутренней политики Екатерины II.

Содержание

Значение

1765 г. разрешение дворянам ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу; Все земли, которыми владеют дворяне, объявлены их собственностью.

Передача монастырских земель в собственность дворян. 1782 г. собственность дворян не только земли, но и ее недра 1785 г. «Жалованная грамота дворянству»

Расширение привилегий дворян.
Рост земельных владений дворян.
Укрепление дворянской собственности на землю и крестьян.
дворяне привлекаются к управлению, получили право иметь свои сословные учреждения.

1785 г. «Жалованная грамота городам»

Подтверждение прав и привилегий городского населения (главным образом высших слоев).

Вывод: Внутренняя политика Екатерины II в большей степени защищала интересы опоры самодержавия - дворян.

IV группа – учебник, стр. 175-176 г. Ужесточение внутренней политики в 70–90-е гг.

Задание. - Чем вызвано ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.? Приведите факты, подтверждающие ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.

(Продолжите работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II»)

Охарактеризуйте губернскую реформу, характер внутренней политики Екатерины II.

Ответы учащихся: крестьянская война 1773-1775 гг., революция во Франции привели к ужесточению внутренней политики в 70-90-е гг.

Губернская реформа

(Продолжить работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II»)

6. Выявите противоречия в характере и деятельности личности.

Вывод: Внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. Проводилась в интересах дворян, была нацелена на укрепление самодержавия. Политика «просвещенного абсолютизма», несмотря на либеральные идеи, отличались социально-политическим консерватизмом.

- Итак, давайте возвратимся к двум точкам зрения, заданным в начале урока, на деятельность Екатерины II.

Задание 24 по истории ЕГЭ (бывшее С5). Анализ различных точек зрения и их защита

Ниже приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II.

1. Политика Екатерины II была непоследовательной, её замыслы и деяния нередко расходились между собой.

2. Екатерина II имела четкий план реформирования России, которому неукоснительно следовала.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения. Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.

При выборе первой точки зрения

При выборе второй точки зрения:

1. Екатерина II пришла у власти в результате дворцового переворота, посягнув на власть законного императора (несмотря на идею главенства законов в обществе);

2. неудачей завершилась деятельность Уложенной комиссией;

3. крупной неудачей стало восстание во главе с Е. Пугачевым;

4. выступала с позиций просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, однако укрепила сословный строй, основанный на привилегиях отдельных сословий;

5. провозглашала идеи свободы и просвещения, при этом подвергла гонениям просветителей (Новиков, Радищев);

6. было сохранено крепостное право, несмотря на либеральные взгляды и идеи просветителей о недопустимости рабства.

1. Изложение программы царствования в Наказе Уложенной комиссии 1767 г. с целью создания нового законодательства;

2. унификация и совершенствование законодательства в целях «общественного блага»;

3. меры «экономического либерализма» (расширение свободы предпринимательств);

4. усовершенствование системы дворянского и городского самоуправления;

5. поддержка развития культуры и образования.

Итоги правления Екатерины II. «Черный ящик».

Английский министр при дворе Екатерины II, присутствующий на ее похоронах, сказал: «Хоронят Россию». И действительно за три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России, ее богатства и могущества.

- Какую роль сыграла Екатерины II в истории нашей страны? (Каждая группа должна будет дать оценку деятельности Екатерины II, при этом:

«Современники и историки» должны будут отразить те дела императрицы, которые вызывали их восхищение или осуждение.

«Потомки» должны вынести свое суждение, но постараться определить, в чем актуальность этой темы потомков, живущих в XXI веке.

И в завершение мне хотелось бы привести слова Г.Р. Державина, которые в полной мере относятся к Екатерине Великой и являются значимыми для русского человека во все времена «А слава тех не умирает, кто за Отечество умрет». Спасибо за урок.

Домашнее задание: написать историческое сочинение по памятке.

План-конспект урока «Внутренняя политика Екатерины 2»

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Нас к себе в гости пригласила замечательная дама, которая оставила неизгладимый след в истории России. Она управляла страной 34 года - это целая эпоха! Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на уроке?

Учащиеся выдвигают предположения, о ком может пойти речь на уроке.

Учитель: А для того, чтобы узнать с кем мы сегодня познакомимся на уроке для этого необходимо выполнить задания, которые размещены у вас на столе на карточках.

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно карточку с заданием, которая лежит перед вами. Здесь у нас представлены правители России в период Дворцовых переворотов и их годы правления. Давайте поможем им найти свои законные места, и восстановим хронологию их правления.

Правитель

Годы правления

Екатерина I

1762 - 1796 гг.

Петр II

1741 - 1761 гг.

Анна Иоанновна

1727 - 1730 гг.

Елизавета Петровна

1761 - 1762 гг.

Петр III

1730 - 1740 гг.

Екатерина II

1725 - 1727 гг.

Ответ

Екатерина I

Петр II

Анна Иоанновна

Елизавета Петровна

Петр III

Екатерина II

1725 - 1727 гг.

1727 - 1730 гг.

1730 - 1740 гг.

1741 - 1761 гг.

1761 - 1762 гг.

1762 - 1796 гг.

Учащиеся расставляют верную последовательность правления императоров и императриц.

Учитель: Ребята, давайте проверим, как должны были быть расставлены даты правления исторических деятелей. Затем занесем полученные оценки за это задание в лист самооценивания.

Учащиеся меняются листами с заданиями и проверяют друг у друга выполненные задания на карточках, а затем ставят оценки и заносят их в лист самооценивания.

Учитель: У вас на столах имеются в наличии карточки с лентой времени. На них имеются годы правления императоров и императриц. Подпишите сверху над годами правления инициалы исторических личностей.

Учащиеся расставляют на ленте времени правителей Российской империи в период Дворцовых переворотов.

1725 - 1727 1727 - 1730 1730 - 1740 1741 - 1761 1761 - 1762 1762 - 1796

Учитель (задает детям вопрос): Итак, как вы думаете, о ком сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?

Учащиеся: О Екатерине II .

Учитель (выводит на экран проектора слайд с изображением Екатерины II ): Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему, связанную со временем правления Екатерины II . Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: «Внутренняя политика Екатерины II».

Учитель: Запишите название темы в тетрадь.

Учащиеся записывают тему в тетради.

Учитель: Итак, к власти пришла Екатерина II. Долгое царствование Екатерины II было насыщено реформами, которые вновь, как и при Петре I сделали страну самым могущественным государством в Европе. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, исходя из темы урока?

Учащиеся ( предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):

Личность Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II .

Учитель записывает предложенные вопросы школьников на доске и предлагает ребятам оценить работу на этом этапе, а затем объясняет, как правильно заполнить лист самооценивания и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся

Ориентировочный этап

Учитель задает вопросы о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий.

Учитель: Ребята, где мы можем найти ответ на интересующие нас вопросы?

Учащиеся называют известные им источники поиска информации.

Поисково-исследовательский этап

Учитель предлагает обучающимся школьникам обратиться для ответа на первый вопрос к раздаточному материалу, где описана личность Екатерины II и дана ее краткая биография.

Учащиеся знакомятся с дополнительным материалом. Читают текст документа на листах распечатки «Исторический портрет Екатерины II ». Определяют последовательность действий и находят ответ на первый вопрос.

Текст «Исторический портрет Екатерины II»

Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу.

С детства ей толковали, что она некрасива, и это рано заставило ей учиться искусству нравиться, искать в душе того, чего недоставало наружности. Чтобы быть чем-нибудь на свете, писала она, припоминая свои детские думы, надобно иметь нужные для того качества; заглянем хорошенько внутрь себя, имеются ли у нас такие качества, а если их нет, то разовьем их.

Для Екатерины жить - смолоду значило работать. Она была способна к напряжению, к усиленному, даже непосильному труду, и потому себе и другим казалась сильнее самой себя. Она рано поняла, что познание людей каждый должен начинать с самого себя. Екатерина принадлежала к числу довольно редких людей, умеющих взглянуть на самого себя со стороны.

У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать: она прочла необъятное количество книг. Она много писала по-французски и даже по-русски, хотя с ошибками, над которыми подшучивала. Обойтись без книги и пера ей было так же трудно, как Петру I без топора и токарного станка.

Она хотела стоять в уровень с умственными и художественными движениями века: Эрмитаж со своими картинами, тысячами гравюр - свидетель её забот о собирании художественных богатств, а в самом Петербурге и его окрестностях сохранились сооружения работавших по её заказам иностранных мастеров.

В обращении она пускала в ход бесподобное умение слушать, угадывать настроение: это подкупало, внушало доверие, располагало к откровенности: Екатерина предпочитала изучать сильные стороны других и умела указать их самому обладателю. В этом умении тайна неотразимого обаяния, какое, по словам княгини Дашковой, Екатерина производила на тех. кому хотела нравиться. Вежливая простота обхождения самой Екатерины даже с дворцовыми слугами была совершенным новшеством после обычной грубости прежнего времени.

Царствование Екатерины II нельзя причислить к спокойным и легким временам: напротив, это была довольно тревожная и тяжелая пора. Сравнительным спокойствием Россия пользовалась в первые пять лет царствования, если не считать крестьянских бунтов. За тем семилетний приступ внешних и внутренних тревог. Из 34 лет царствования 17 лет борьбы внешней или внутренней на 17 лет отдыха!

Учитель (задает вопрос): Ребята, как вы считаете, какой личностью была Екатерина II ?

Учащиеся выдвигают свои предположения и подводят итог прочитанного текста после его осмысления.

Учитель (задает вопрос): Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?

Учащиеся (отвечают на вопрос учителя): Да! Екатерина II была сильной и волевой личностью, которая с самого раннего детства прокладывала себе дорогу самостоятельно. Она была человеком, который добивается всего при помощи собственных усилий и очень трудолюбивой. За всю свою жизнь императрица прочла большое множество книг и любила писать.

Учитель

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Учитель: А теперь давайте с вами обратимся к тексту учебника, прочитаем первый абзац пункта «Особенности внутренней политика Екатерины» на стр. 170-171 и узнаем, что же такое «Просвещенный абсолютизм».

Учащиеся: «Просвещенный абсолютизм» - это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.

Учитель: Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися французскими мыслителями Вольтером, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей разработала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Используя текст документа на стр. 176-177 учебника, ответьте на вопрос, как видела императрица основы своей внутренней политики?

Учащиеся:

способствовать расцвету государства;

просвещение нации;

учредить хорошую полицию;

ввести порядок в государстве, который поддерживается законом.

Учитель: Теперь мы с вами вернемся обратно к пункту параграфа «Политика «просвещенного абсолютизма» и узнаем, что такое секуляризация земель. Откройте учебник на стр. 171 и прочитайте последний абзац.

Учащиеся читают и определяют для себя, что такое секуляризация церковных земель. Называют определение, что такое секуляризация. Секуляризация - это передача в государственное управление монастырских и церковных земель.

Учитель: В духе политики «просвещенного абсолютизма» императрица созвала Уложенную комиссию для разработки нового свода законов. К разработке данного документа Екатерина II привлекла выборных депутатов от сословий. Давайте с вами посмотрим состав и требования участников Уложенной комиссии. Для этого откройте в учебнике стр. 172-173 и ознакомьтесь с содержанием текста.

Учитель: Ребят, представьте себе, что вы являетесь представителем той группы населения, которая лежит у вас на листочке на парте. Каковы были бы ваши требования?

Учащиеся высказывают свою точку зрения.

Учитель: Как вы думаете, почему участники Уложенной комиссии не могли прийти к общему мнению?

Учащиеся: Представители спорили каждый о своем.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Учитель: Екатерина приостановила деятельность комиссии в связи с началом Русско-турецкой войны. Больше она не созывалась. Императрица опиралась на дворянское сословие и в его интересах осуществила ряд важных мероприятий. Какие? Давайте с вами узнаем. А для этого нам необходимо будет заполнить таблицу в тетради по пункту учебника «Золотой век» российского дворянства».

Физкультминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Учитель предлагает ученикам примерный эталон таблицы, который необходимо заполнить, прочитав пункт учебника «Золотой век» российского дворянства» на стр. 173-175.

Дата

Основные мероприятия

Учащиеся заполняют таблицу в тетради.

Учитель проверяет таблицу, которую заполняли учащиеся, и сопоставляет с эталоном, имеющимся у него на руках.

Дата

Основные мероприятия

1763 г.

Возложение всех военных расходов на плечи крестьян, чтобы пресечь их бунты.

1765 г.

Разрешение ссылать крестьян на каторгу бессрочно. Запрет крестьян жаловаться на своих хозяев. Помещики имели в своем пользовании все захваченные земли. Передача церковных земель в собственность дворян.

1782 г.

Отмена указа о «горной свободе», по которому раньше право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружил. Теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и ее недр.

1783 г.

Запрет перехода крестьян от одного владельца к другому, а также зачатки появления крепостного права на Украине.

1785 г.

Издание «Жалованной грамоты дворянству», которая позволяла создавать дворянские общества и собрания, а также обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и ходатайствами к императрице.

1785 г.

Издание «Жалованной грамоты городам», которая давала привилегии городскому дворянству.

1762 - 1796 гг.

Дворяне получили в жалование 800 тысяч государственных крестьян. Промышленникам запретили покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях.

Учитель предлагает ребятам оценить работу на этом этапе и занести оценку своих действий в лист самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу на этапе и заносят оценку в лист самооценивания.

Практический этап

Учитель: Ребята у вас на столе предлагается небольшой тест. Выполните его у себя в тетради.

Учащиеся выполняют тест «Правление Екатерины II ».

Тест «Правление Екатерины II»

1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?

А) политика «сильной руки»

Б) «следование западному образцу»

В) политика «просвещенного абсолютизма»

2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?

А) деспот и тиран

Б) демократ на троне

В) философ на троне

3. Что такое секуляризация?

А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей

Б) упразднение патриаршества

В) передача церковных и монастырских земель государству

4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?

А) для разработки реформ в области образования

Б) для создания нового свода законов

В) для рассмотрения написанного ею «Наказа»

5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?

А) купечество

Б) дворянство

В) окружение императрицы

6. Основная мысль документа «Жалованная грамота дворянству» 1785 года (выбрать все возможные варианты):

А) отмена прежних привилегий дворян

Б) подтверждение прежних привилегий

В) разрешение на создание дворянских обществ и дворянских собраний

1

2

3

4

5

6

Ответы:

Учитель называет правильные ответы.

Учащиеся меняются тетрадями для дальнейшей проверки.

Учитель называет критерия оценивания тестовых заданий:

шесть правильных ответов - отметка «пять»;

пять правильных ответов - отметка «четыре»;

четыре правильных ответа - отметка «три»;

меньше четырех правильных ответов - отметка «два».

Учащиеся проверяют работы друг друга и выставляют отметки за тест.

Учитель предлагает ребятам занести оценку, полученную за тест в лист самооценки.

Учащиеся заносят оценку в лист самооценивания.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель (задает вопросы учащимся): Скажите, ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока? Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика?

Учащиеся делают выводы о достижении целей урока, поставленных в начале занятия.

Учитель предлагает посчитать все оценки в листах самооценивания на каждом этапе и вывести среднюю отметку, полученную за всю работу на уроке.

Учащиеся считают полученные оценки за все этапы работы на уроке и выставляют средний балл, полученный на уроке в дневники.

Учитель (сообщает информацию о домашнем задании): § 24, ответить на вопросы и выполнить задания № 4, 5 в конце параграфа. Составить синквейн на тему «Екатерина II ».

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1.

Лист самооценки

Вид работы

Оценка

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

1. Актуализация знаний

2. Работа с текстом «Исторический портрет Екатерины II »

3. Работа с текстом учебника

4. Заполнение таблицы «Золотой век» российского дворянства»

5. Тест «Правление Екатерины II »

Итоговая оценка за работу на уроке


План. 1.Личность императрицы 2.Начало правления 3.Наказ" и Комиссия гг. 4.Губернская реформа 5.Судебная реформа Екатерины II 6.«Жалованная грамота городам» 7.«Жалованная грамота дворянству»


8-я императрица всероссийская 28 июня (9июля) 1762 – 6 (17 ноября) 1796гг Коронация: Предшественник: Преемник: Рождение: Смерть: Династия: Отец: Мать: Супруг: 1 (12 сентября) 1762 Пётр III Павел I 21 апреля (2 мая) 1729 Штеттин, (Пруссия). 6 (17 ноября) 1796 Зимний дворец, Петербург Аскании (по рождению)/ Романовы (по браку) Христиан-Август Ангальт-Цербстский Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская Павел I Петрович Дети: Анна Петровна Алексей Григорьевич Бобринский Елизавета Григорьевна Тёмкина



Происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Урожденная Софья Августа Фредерика Анхальт- Цербстская. Получила домашнее образование. Умная и честолюбивая, она воспитывалась в строгости, и природная ее гордость всячески подавлялась. В 1744 Екатерина II приехала в Россию по приглашению Елизаветы Петровны. Личность императрицы.


Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны, в 1745 вступила в брак с вел. князем Петром Федоровичем (Петром Ульрихом), впоследствии Петром III. При равнодушии мужа, строго регламентированной жизни двора, окруженная недоброжелателями, Екатерина II очень много читала, знакомясь с трудами по истории, юриспруденции, сочинениями французских просветителей, изучила рус. язык.


В 1754 Екатерина II родила сына, будущего императора Павла I. Болезнь Елизаветы Петровны и нелюбовь мужа делали возможной высылку Екатерина II из России или заточение в монастырь. После воцарения Петра III, относившегося к ней все более враждебно, ее положение стало шатким.


Опираясь на гвардейские полки, 28 июня 1762 Екатерина II совершила бескровный переворот и стала самодержавной императрицей. "Тартюф в юбке и короне" (А. С. Пушкин), беспринципная, тщеславная, властная, она умела расположить к себе людей и прекрасно подбирала сотрудников. Начало правления


Коронация Екатерины II Торелли Стефано ()


Правление Екатерины II характеризуют как «Просвещенный абсолютизм» В 1767, отказавшись от проекта реформы управления Н.И. Панина, Екатерина II созвала "Комиссию для сочинения проекта нового уложения", написав для нее "Наказ", скомпилированный из сочинений просветителей Монтескье, Беккариа и др. Политика «просвещенного абсолютизма – это попытка управлять страной при помощи «хороших законов», законов, которые улучшают положение всех слоев населения.


В 1763 провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство гос. аппаратом, и стал высшим административным органом управления. В провела секуляризацию (т.е. обращение в светскую собственность) церковных земель, что позволило не только пополнить казну, но также продолжить и завершить начатую Петром I нейтрализацию духовенства как политической силы. В 1775 "Учреждение для управления губерний" позволило создать многочисленную администрацию на местах. В 1785 " Жалованная грамота дворянству" и "Жалованная грамота городам". Документы упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные, власть над которыми постоянно увеличивалась.


"Наказ" и Комиссия гг. В январе 1765 года Екатерина начала непосредственно работу над законодательным проектом. С самых первых набросков работа была своеобразной. Первоначальный текст будущего "Наказа" (в большинстве - выписки из Монтескье, Люзака, "Энциклопедии", Беккариа) был написан по-французски. Затем секретари императрицы сделали русский перевод, который императрица редактировала не менее трёх раз, внося дополнения, переставляя тексты местами. Все рукописи и Екатерины, и её секретарей, относящиеся к "Наказу", сохранились доныне. К маю 1766 года был готов почти завершённый текст - в нём было свыше полутора десятков глав и более 400 статей. Набело переписанный "Наказ" был передан через фаворита Екатерины графа Орлова для прочтения некоторым высшим сановникам и близким людям: М. И. Воронцову, В. Г. Баскакову, А. П. Сумарокову, высшим церковным иерархам.


В июле 1767 года в Москве собрались свыше 500 выбранных на местах депутатов, образовавших "Комиссию о составлении проекта нового уложения", которая работала семь лет. 30 июня Комиссия начала свою работу, "Наказ" был официально обнародован, и все депутаты получили тексты Свода правовых принципов. Официальный текст "Наказа Комиссии о составлении проекта нового уложения" состоял из 20 тематических глав и 526 статей. Большая часть текста была, как видно, заимствованной. В конце 1768 года члены общего собрания были распущены ввиду войны с Турцией. Екатерина понимала неуспех дела и, оценив обстановку, распустила общее собрание, оставив некоторые частные комиссии, которые работали до 1774 года.


Губернская реформа "Учреждение для управления губерний". В соответствии с этим документом вступило в силу новое административно-территориальное деление, были внесены большие изменения местного управления. Эта система просуществовала почти столетие. Все вновь образованные губернии и уезды получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый правительством губернатор со своим заместителем - вице-губернатором.


Иногда две или три губернии объединялись под управлением наместника - генерал-губернатора. Страна была разделена на 50 губерний; провинции были упразднены, каждая губерния делилась на уездов. В основе такого деления лежал принцип численности податного населения. Для губерний и уездов было установлено определённое количество жителей: по тысяч и по тысяч человек соответственно. С изменением границ прежних административных территорий возникли новые уездные и губернские центры. Система местной власти была реорганизована.


Генерал-губернатор Вице-губернатор Губерния (тыс чел) Уезд тыс. чел Губерния (тыс чел) Уезд тыс. чел 50 губерний Губернатор Капитан-исправник В уездных городах - городничие Обер-полицмейстеры Москва Санкт-Петербург Сенат


В каждом губернском городе были установлены: губернские правления во главе с губернатором (имело административный характер, представляло правительственную власть и являлось ревизором всего управления), уголовная и гражданская палаты (высшие органы суда в губернии), казённая палата (орган финансового управления), верхний земской суд (судебное место для дворянских тяжб и для суда над дворянами), губернский магистрат (судебное место для лиц городского сословия по искам и тяжбам на них), верхняя расправа (судебное место для одноверцев и государственных крестьян), приказ общественного призрения для устройства школ, богаделен и т. п. Все эти учреждения носили коллегиальный характер и считались сословными, но реально вся власть принадлежала губернатору.


Уездный суд Земской суд ДворянеГорожане Городской магистрат Губернский магистрат Государственные крестьяне Нижняя судебная расправа Верхняя судебная расправа Судебная реформа Екатерины II Все сословные суды по закону – выборные. Но на практике это не осуществлялось. Местные администрации постоянно вмешивались в их деятельность. Гражданская палатаУголовная палата Сенат




«Жалованная грамота дворянству» Издана 21 апреля 1785 г. в день рождения императрицы. "Жалованная грамота дворянству" представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Дворянство резко отделялось от других сословий. Дворяне: Освобождались от уплаты податей, Освобождались от обязательной службы. Могли быть судимы только дворянским судом. Лишь дворяне имели право владеть землёй Лишь дворяне имели право владеть крепостными крестьянами. Было запрещено подвергать дворян телесным наказаниям

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 7 КЛАССЕ

Тема урока «Внутренняя политика Екатерины II »

Цели и задачи: объяснить значение понятий «просвещенный абсолютизм», секуляризация, монополия, каторга, межевание, Уложенная комиссия, жалованная грамота. Ознакомить с основными направлениями преобразований, их характером, итогами и значением. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Методическое обеспечение: учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 века. 7 класс». План-конспект урока. Электронное приложение к учебнику А.А.Данилова. Рабочая тетрадь к учебнику истории 7 класса.

Ход урока

Организационный момент.

Мы с вами познакомились с историей России периода 1725-1762 годы. Это время называют эпохой дворцовых переворотов. За 37 лет 5 раз произошла смена правителей. Императора Петра III сменила на троне в 1762 году его жена Екатерина II, которая правила страной до 1796 года. Сегодня нам предстоит узнать, за что же прозвали Екатерину II Великой, какую внутреннюю политику она проводила, почему период ее правления называют «золотым веком русского дворянства».

Тема нашего урока «Внутренняя политика Екатерины II».

Мы рассмотрим следующие вопросы:

    Особенности внутренней политики Екатерины П.

    Политика «просвещенного абсолютизма»

    Уложенная комиссия

    «Золотой век» русского дворянства.

    Ужесточение внутренней политики в 70-е - 90-е годы XYIII.

На экране появляется портрет Екатерины II.

Кто же такая Екатерина II?

В 1742 году императрица Елизавета Петровна назначила своим преемником племянника внука Петра 1 Петра Федоровича. Вскоре она его женила на немецкой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской, которая после крещения по православному обряду получила новое имя Екатерина. После смерти Елизаветы Петр III царствовал всего 186 дней. Летом 1762 года он был убит в результате заговора. А на российском престоле оказалась Екатерина II, не имевшая на него законных прав.

Каковы же особенности проводимой Екатериной II внутренней политики?

    Крестьянское хозяйство в упадке, мануфактурное производство развивалось медленно, так как не хватало рабочей силы. Екатерина II, хорошо знавшая труды французских просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье, д.Аламбера (изображения просветителей появляются на экране), пыталась воплотить в жизнь их некоторые идеи. В годы царствования Екатерины разразилась крестьянская война, произошла революция во Франции, появились в России свои «вольнодумцы» Новиков и Радищев. Все это привело к ужесточению политики.

    Екатерина II переписывалась с некоторыми просветителями, хотя не во всем была с ними согласна. Основной идеей их трудов была критика феодального общества, абсолютизма, отстаивание естественных прав человека и теории «общественного договора». Критике подвергалась и католическая церковь.

Екатерина II в течение 2 лет разрабатывала «Наказ» , в котором представила свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Она считала, что в России может быть только неограниченная власть монарха, но монарха «просвещенного». Главной опорой должны быть дворяне. Царица Екатерина выступала с идеей секуляризации церковных земель, то есть передачи этих земель вместе с крестьянами в государственную собственность.

    Для принятия нового свода законов Екатерина II созвала в Москве в Кремле 564 депутата от разных сословий: дворян, купцов, крестьян, казаков, ясачных людей, кочевых племен. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей. Купцы просили ввести монополию на торговлю. Дворяне – ужесточить меры по розыску беглых крестьян и местное самоуправление. Государственные крестьяне жаловались на высокие налоги, притеснения со стороны помещиков. Представители национальных меньшинств просили уравнять их в правах с русским населением. Лишь дворянин Григорий Коробьин выступил о плачевной участи крестьян.

4. Правление Екатерины II было «золотым веком» для русского дворянства. Ребята, выпишите в тетрадь мероприятия по улучшению положения дворянства со стр.173-174.:

Указ 1765 года, разрешающий ссылать крестьян на каторгу.

Указ 1783 года, вводящий крепостное право на Украине,

- «Жалованная грамота дворянству» от 1785 года. В ней были собраны и подтверждены все привилегии дворянству, начина с 1725 года.

5. Крестьянская война в России и революционные события во Франции привели к ужесточению внутренней политики. В 1775 году была проведена губернская реформа в соответствии с которой численность губерний с 23 увеличилась до 50. Во главе губерний ставились губернаторы, а во главе уездов - капитан-исправники. Усилился контроль властей над населением страны. Была ликвидирована украинская автономия.

Революция во Франции привела к установлению строгой цензуры и к закрытию вольных типографий. За публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев А.Н. был приговорен к смертной казни, замененной сибирской ссылкой. Писатель и издатель Н.И.Новиков заточен в Шлиссельбургскую крепость.

Итоги: вы познакомились с основными направлениями внутренней политики Екатерины П. Узнали, что внутренняя политика в носила противоречивый характер. Она проводилась в интересах дворянства и не могла не вызвать протест населения.

Ответьте на вопросы и выполните задания:

1.Назовите основные мероприятия, проведенные в духе «просвещенного абсолютизма».

2. В чем вы видите причины ужесточения внутренней политики Екатерины П?

3. Какие мероприятия в этом направлении были, на ваш взгляд, самыми яркими?

В Рабочей тетради выполнить задание на стр. 64-65.

ПЛАН: Особенности внутренней политики Екатерины II Политика «просвещенного абсолютизма» Уложенная комиссия «Золотой век» российского дворянства Ужесточение внутренней политики.

Политика «просвещенного абсолютизма» Идеи были разработаны в сочинениях 5 выдающихся писателей Они отстаивали теорию «общественного договора» разделение функций в обществе Они отстаивали мысль о свободе человека Труд Оборона Управление страной На основе этих идей Екатерина в течении двух лет разрабатывала «Наказ»

«Просвещённый абсолютизм» «Естественное право» «Мудрец на троне» «Общественный договор» Человек имеет право на жизнь, свободу, равенство Проводит реформы Основной носитель власти в государстве – народ Отвержение эксплуатации человека Выстраивает государство «общего блага» Народ передаёт часть своих полномочий правителю Ограничение власти правителей, засилья церкви Правитель отвечает за справедливые законы, защиту, свободы

«ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» «Просвещённый абсолютизм» - политика Екатерины II (философ на троне), провозгласившая основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха.

Цели правления Екатерины II: - укрепление самодержавия; - просвещение народа; - установление крепкого внутреннего порядка; - заставить общество соблюдать закон; - экономическое развитие страны; - укрепление положения опоры самодержавия – дворян; - разрядить социальное напряжение в обществе; - сохранить международный статус России, как великой державы.

ФАКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ «ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА» Преобразования Екатерины II Содержание 1764 г. указ о секуляризации церковных земель Секуляризация – обращение церковной земельной собственности в государственную. 1765 г. учреждение Вольного экономического общества; 1775 г. введение права на открытие предприятий без разрешения правительства; 1767 г. разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами; 1771 г. запрешение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков; 1783 г. разрешение создания вольных типографий 1767 г. созыв Уложенной комиссии Значение

ФАКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ «ПРОСВЕЩЁННОГО АБСОЛЮТИЗМА» Преобразования Екатерины II Содержание Значение 1764 г. указ о секуляризации церковных земель Секуляризация – обращение церковной земельной собственности в государственную. Церковь лишалась экономического могущества. 1765 г. учреждение Вольного экономического общества; Условия для развития экономики. 1775 г. введение права на открытие предприятий без разрешения правительства; 1767 г. разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами; Развитие (промышленности) экономики 1771 г. запрешение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков; Попытки улучшения крепостных крестьян положения 1783 г. разрешение создания вольных типографий Ослабление цензуры 1767 г. созыв Уложенной комиссии

Уложенная комиссия – это собрание всероссийских сословных представителей. 1767 г. Цель – разработка нового свода законов, который должен заменить Соборное уложение 1649 Итоги – новый свод законов не составлен. Значение: Выявило нужды каждого сословия. Впервые вошли выборные представители Укрепила положение Екатерины II на троне.

Уложенная комиссия Порядок выборов От государственн ых учреждений От дворян От купечества От духовенства От ясачных людей, казаков и кочевых племен В июле 1767 года для работы в Комиссии в Московском Кремле собралось 564 депутата, привезших 1465 наказов с мест

Екатерина II представила Уложенной комиссии «Наказ» сочинение которое состояло из 650 статей. В нём выражено представление относительно государственного и общественного Портрет Екатерины II с текстом Наказа в устройства России руках. 1760 г. Неизвестный художник

Реформа суда при Екатерине II Сенат Гос-во Палата Уголовных дел. Палата Гражданских дел Губер ния Уезд Верхний земский Губ. магистрат Верх. расправа Уездный Городской магистрат Ниж. расправа Горожане Крестьяне Архиереи Все сословия Дворяне Совестны й суд Духовенство

«Золотой век» российского дворянства. Преобразования Екатерины II Содержание 1765 г. разрешение дворянам ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу. Все земли, которыми владеют дворяне, объявлены их собственностью. Передача монастырских земель в собственность дворян. 1782 г. собственность дворян не только земли, но и ее недра 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. «Жалованная грамота городам» городская реформа Значение

«Золотой век» российского дворянства. Преобразования Екатерины II Содержание Значение 1765 г. разрешение дворянам ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу. Все земли, которыми владеют дворяне, объявлены их собственностью. Передача монастырских земель в собственность дворян. 1782 г. собственность дворян не только земли, но и ее недра 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» Расширение привилегий дворян. Рост земельных владений дворян. Укрепление дворянской собственности на землю и крестьян. 1785 г. «Жалованная грамота городам» городская реформа Подтверждение прав и привилегий городского населения. Дворяне привлекаются к управлению, получили право иметь свои сословные учреждения.

Губернская реформа 1775 г. Численность губерний была увеличена с 23 до 50 Губерна тор Капитанисправник Численность населения в губерниях 300 – 400 тыс. Численность населения в уездах 20 – 30 тыс. 1775 г. Ликвидирована Запорожская Сечь и Украинская автономия

Ужесточение внутренней политики в 70 -90 гг. Внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. Проводилась в интересах дворян, была нацелена на укрепление самодержавия, и процветания страны.

Итоги внутренней политики Екатерины II Усиление абсолютной власти российского монарха. Формирование замкнутого дворянского сословия. Секуляризация земель Русской православной церкви.

Итоги внутренней политики Екатерины II Организация самоуправления в городах. Значительное ухудшение положения крестьян. Провал создания нового сборника законов России.

За что же Екатерина II удостоена титула «Великой, Премудрой и матери Отечества» ? Правление Екатерины II отмечено как: - время грандиозных реформ; - развития экономики; - укрепления системы управления; - развития просвещения и культуры; - процветания России.

Губернская реформа - 1775 Губернии Уезды Губернаторы Капитаны исправники Характеристика губернской реформы: - передавала власть на местах в руки дворян; - усиливала контроль властей над населением; - впервые созданы сословные судебные органы на местах; - увеличение штата чиновников на местном уровне.