ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое жизненные ценности. Что такое аргумент и каким он может быть? Каково значение слова "аргумент"

  • Бессердечие проявляется даже по отношению к очень близким людям
  • Жажда наживы часто ведет к бессердечию и совершению бесчестных поступков
  • Душевная черствость человека усложняет его жизнь в обществе
  • Причины бессердечного отношения к окружающим кроются в воспитании
  • Проблема бессердечия, душевной черствости может быть свойственна не только отдельному человеку, но и обществу в целом
  • Тяжелые жизненные обстоятельства могут сделать человека бессердечным
  • Часто душевная черствость проявляется по отношению к нравственным, достойным людям
  • Человек признает, что он был бессердечным, когда уже нельзя ничего исправить
  • Душевная черствость не делает человека по-настоящему счастливым
  • Последствия бессердечного отношения к людям часто являются необратимыми

Аргументы

А.С. Пушкин “Дубровский”. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Петровича Троекурова закончился трагично из-за черствости и бессердечия со стороны последнего. Слова, сказанные Дубровским, хоть и были обидны для Троекурова, но точно не стоили ругани, нечестного суда и гибели героя. Кирилла Петрович не пожалел друга, хотя в прошлом их связывало много хорошего. Помещиком руководило бессердечие, желание отомстить, что и привело к смерти Андрея Гавриловича Дубровского. Последствия произошедшего были ужасны: сгорели чиновники, люди остались без своего настоящего барина, Владимир Дубровский стал разбойником. Проявление душевной черствости всего лишь одного человека сделало несчастными жизни многих людей.

А.С. Пушкин “Пиковая дама”. Действовать бессердечно Германна, главного героя произведения, заставляет желание обогатиться. Для осуществления своей цели он представляется поклонником Лизаветы, хотя на самом деле не испытывает к ней чувств. Он дает девушке ложные надежды. Проникая в дом графини при помощи Лизаветы, Германн просит старуху открыть ему тайну трех карт, а после ее отказа достает незаряженный пистолет. Графия, очень сильно испугавшись, умирает. Покойная старуха приходит к нему через несколько дней и открывает секрет при условии, что Германн не будет ставить более одной карты в сутки, в будущем не станет играть вовсе и женится на Лизавете. Но героя не ждет счастливое будущее: его бессердечные поступки служат поводом для возмездия. После двух выигрышей Германн проигрывает, из-за чего сходит с ума.

М. Горький “На дне”. Василиса Костылева не испытывает к мужу никаких чувств, кроме ненависти и полнейшего равнодушия. Желая получить в наследство хотя бы незначительное состояние, она очень легко решается подговорить вора Ваську Пепла убить мужа. Трудно представить, насколько бессердечным должен быть человек, чтобы выработать такой план. То, что Василиса выдана замуж не по любви, нисколько не оправдывает ее поступка. Человек должен оставаться человеком в любой ситуации.

И.А. Бунин “Господин из Сан-Франциско”. Тема гибели человеческой цивилизации является одной из основных в данном произведении. Проявление духовной деградации людей заключается в том числе и в их душевной черствости, бессердечности, безразличии по отношению друг к другу. Внезапная смерть Господина из Сан-Франциско вызывает не сострадание, а отвращение. При жизни его любят из-за денег, а после смерти бессердечно убирают в самый плохой номер, чтобы не испортить репутацию заведения. Человеку, умершему в чужой стране, не могут сделать даже нормальный гроб. Люди утратили истинные духовные ценности, заменой которым стала жажда материальной выгоды.

К.Г. Паустовский “Телеграмма”. Полная дел и событий жизнь увлекает Настю настолько, что она забывает о единственном по-настоящему близком для нее человеке – старой матери Катерине Петровне. Девушка, получая письма от нее, рада и тому, что мать жива, а о большем и не думает. Даже телеграмму от Тихона о плохом состоянии Катерины Петровны Настя читает и воспринимает не сразу: сначала она вовсе не понимает, о ком идет речь. Позже девушка осознает, насколько бессердечным было ее отношение к родному человеку. Настя едет к Катерине Петровне, но не застает ее в живых. Она чувствует себя виноватой перед матерью, так сильно ее любившей.

А.И. Солженицын “Матренин двор”. Матрена – человек, какого редко встретишь. Не думая о себе, она никогда не отказывала в помощи чужим людям, ко всем относилась с добротой и сочувствием. Люди не ответили ей тем же. После трагической гибели Матрены Фаддей думал только о том, как отвоевать часть избы. Почти все родственники приходили плакать над гробом женщины лишь для обязанности. Они не вспоминали о Матрене при жизни, но после ее смерти начали претендовать на наследство. Эта ситуация показывает, насколько черствыми и безразличными стали людские души.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Бессердечие Родиона Раскольникова выразилось его желании проверить свою ужасную теорию. Убив старуху-процентщицу, он пытался узнать, к кому относится: к “тварям дрожащим” или “право имеющим”. Герою не удалось сохранить хладнокровие, принять содеянное как правильное, а значит, ему не свойственна абсолютная душевная черствости. Духовное воскрешение Родиона Раскольникова подтверждает то, что у человека есть шанс на исправление.

Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”. Мальчик, проявив сострадание и милосердие, приводит к себе в квартиру бездомную собаку. Это не нравится его отцу: мужчина требует выгнать животное обратно на улицу. Герой не может это сделать, ведь “ее уже выгоняли”. Отец, действуя абсолютно равнодушно и безразлично, подзывает пса к себе и стреляет ему в ухо. Ребенок не может понять, за что было убито невинное животное. Вместе с собакой отец убивает веру ребенка в справедливость этого мира.

Н.А. Некрасов “Размышления у парадного подъезда”. В стихотворении изображена суровая реальность того времени. Противопоставляется жизнь обычных мужиков и чиновников, проводящих свою жизнь лишь в наслаждениях. Высокопоставленные люди бессердечны, потому что равнодушны к проблемам обычных людей. А для простого человека решение чиновником даже самого незначительного вопроса может быть спасением.

В. Железников “Чучело”. Лена Бессольцева добровольно взяла ответственность за очень нехороший поступок, к которому она не имела отношения. Из-за этого она была вынуждена терпеть унижения и издевательства со стороны одноклассников. Одним из самых тяжелых стало для девочки испытание одиночеством, ведь быть изгоем сложно в любом возрасте, а в детстве тем более. Мальчик, на самом деле совершивший этот поступок, не набрался мужества признаться. Двое одноклассников, узнавших правду, тоже решили не вмешиваться в ситуацию. Равнодушие и бессердечие окружающих заставило человека страдать.

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".

Стратегии аргументации:

Самым сложным этапом является подбор аргументов . Построение аргументации может опираться на два принципа: на утверждение собственного тезиса и на опровержение тезиса противника (последнее проще, потому что труд по генерации новых идей берет на себя оппонент, а вам остается только ругать его идеи).

При стратегии подтверждения человек приводит аргументы, подтверждающие его тезис (мы не берем детсадовскую ситуацию, когда тезис просто повторяется многократно, но без единого доказательства).

Прямое подтверждение тезиса.

Тезис: белки опасные животные.

Аргумент: потому что они нападают на людей.

Бывает еще косвенное подтверждение , когда из тезиса выводится другое положение, доказывается его истинность и потом доказывается истинность первого тезиса.

Тезис: Белки – опасные животные.

Дополнительный тезис: Укусы опасных животных требуют медицинского наблюдения.

Аргумент: Действительно, после укуса белки вам придется посетить травмопункт и поставить прививку от бешенства. Это доказывает, что белки опасны.

Стратегия опровержения:

прямое опровержение :

Контртезис: Белки безвредны.

Опровержение контртезиса: Белки портят среду своего обитания, т.е. они не безвредны.

Бывает также косвенное опровержение . Тогда человек сам выводит из контртезиса (тезиса оппонента) некие положения, опровергает их, и таким образом опровергает сам контртезис.

Контртезис: Белки безвредны.

Дополнительный контртезис: Безвредных животных держат дома.

Опровержение контртезиса: Белок никто не держит дома, только фанаты , значит, белки небезвредны и небезопасны.

В борьбе с соперником также хорош способ опровержения аргументов , что приводит к признанию необоснованности контртезиса и к подкреплению тезиса.

Контртезис: Белки безвредны.

Аргумент: это маленькие зверьки по сравнению с человеком.

Опровержение аргумента: вирусы тоже маленькие, но они способны причинить человеку огромный вред. Так что размер тут не имеет значения.

Еще один способ опровержения – опровержение демонстрации , т.е. доказательство того, что правильные сами по себе аргументы не связаны с контртезисом.

Контртезис: Белки безвредны.

Аргумент: Белки красивы и грациозны.

Опровержение демонстрации: Да, белки красивы и грациозны, но на их безопасности это никак не отражается. Ягуары тоже красивы и грациозны, а разве кто-нибудь согласится в ночи повстречаться один на один с голодным ягуаром?

Типы аргументов:

Аргументы делятся на :

1. естественные доказательства: доводы к очевидному (свидетельства очевидцев, документы, данные экспертизы, научного эксперимента - «осязаемые» доказательства)

2. искусственные доказательства (все остальные)

Искусственные доказательства :

- логические (доводы к логосу)

Есть два типа логических доказательств : силлогизм (частность доказывается при помощи общих утверждений) и наведение (общее утверждение доказывается на основании частностей).

Это соответствует двум методам выведения заключений: дедукции (от общего переходят к частному) и индукции (из частностей делается вывод об общем). Шерлок Холмс, который все время кричал о дедуктивном методе, на самом деле пользовался индуктивным (из частностей выводил целое). Индукция может подводить, потому что из нескольких частных фактов мы можем сделать какой-то вывод, а потом один факт возьмет и опровергнет его (например, мы решим на основании наблюдений, что все голуби сизые, а потом прилетит какой-нибудь белый подлец и все испортит).

Примеры силлогизмов :

Силлогизм обычно включает в себя две посылки и заключение.

Посылки и заключение являются суждениями.

Суждения бывают четырех видов: общеутвердительное (все предметы, обладающие неким свойством, обладают и другим свойством);

Все люди смертны

частноутвердительное (некоторые предметы, обладающие неким свойством, обладают и другим свойством);

Некоторые люди являются мужчинами

общеотрицательное (ни один предмет, обладающий неким свойством, не обладает другим свойством); Ни один человек не является растением

частноотрицательное (некоторые предметы, обладающие неким свойством, не обладает другим свойством)

Некоторые люди не являются детьми

Суждение делится на субъект (то, о чем говорится) и предикат (то новое, что сообщается о субъекте).

Все профессора (М) имеют ученую степень (Р) (включает предикат заключения: большая посылка).

Пантелей Прокофьич Крындылябров (S ) – профессор (М) (включает субъект заключения: малая посылка).

Пантелей Прокофьич (S ) имеет ученую степень (Р).

Все профессора – субъект высказывания. Имеют ученую степень – предикат.

Пантелей Прокофьич – субъект. Профессор – предикат.

Пантелей Прокофьич – опять субъект. Имеет ученую степень – предикат.

Необходимо совпадение субъектов и предикатов, иначе силлогизм будет бессмысленным (мы приравняли субъект первой посылки к субъекту второй, после чего предикат первой посылки оказался предикатом и для второй).

Выделяют большой (Р), малый (S ) и средний (М) член силлогизма. Средний член выступает как посредник и не появляется в заключении (в нашем случае это профессор). Большой член – в данном случае это «имеющий ученую степень». Малый член – Пантелей Прокофьич.

Не все силлогизмы одинаково правильны (не все йогурты одинаково полезны).

Сознательное построение неправильного силлогизма на выходе дает софизм («Люди едят хлеб. Свиньи едят хлеб. Следовательно, люди – это свиньи» ). Бывают силлогизмы, в которых ошибка допущена непреднамеренно.

Например: Многие кандидаты наук являются доцентами. Паша Зябкин – кандидат наук. Паша Зябкин – доцент.

На самом деле Паша Зябкин может как быть, так и не быть доцентом: не все кандидаты наук являются одновременно и доцентами, это два частично пересекающихся множества, и Паша Зябкин может как входить в оба множества, так и относиться к одному из них, т.е. множеству кандидатов.

Бывают многоэтажные силлогизмы (сложные).

Анджелина Джоли нравится мужчинам.

Мужчинам нравятся красивые женщины.

Если Анджелина Джоли нравится мужчинам, значит, она красивая женщина.

Женщины, похожие на Анджелину Джоли, тоже красивые.

Дуня похожа на Анджелину Джоли, значит, Дуня тоже красивая.

Наведение (индуктивный метод)

Часто приводит к ошибкам, потому что заставляет принять за истину вывод, который касается только части явлений.

Например: я видел на улицах города только сизых голубей. Голуби бывают только сизыми.

Близкой к индукции является аналогия (свойства одного известного нам объекта переносятся на другой). В отличие от индукции речь идет о единичном объекте, про который мы что-то знаем, и перенос производится тоже на единичный объект, а не на класс существ/веществ.

Например: Я возьму красное яблоко. Не хочу брать зеленое – оно наверняка кислое. Вчера я съел зеленое яблоко, и оно было жутко кислым.

Это физическая аналогия . В ее рамках сопоставляются близкие или идентичные предметы.

Есть еще образная аналогия . Она позволяет сопрягать далекие предметы.

Например: Хороший брак – это все равно что удобные домашние тапочки.

- аргументы к этосу (нравам)/этические аргументы (опора на коллективный опыт социума)

доводы к сопереживанию (упоминание о качествах, которые в социуме позиционируются как похвальные)

а) прямые нападки на человека (мой оппонент – кретин )

б) опосредованная атака (мой оппонент заинтересован в результатах дискуссии, поэтому его мнение нельзя считать объективным)

в) указание на то, что ранее этот человек говорил или делал нечто другое

- аргументы к пафосу (страстям)/эмоциональные доводы (опора на индивидуальный опыт человека)

Автор вызывает у аудитории определенные, заранее запрограммированные эмоции (положительные или отрицательные). При этом аргументы могут быть направлены на саму аудиторию, на оратора (должны возникнуть некие чувства к нему) или на третьих лиц (чувства по отношению к ним)

а) аргументы к обещанию (посулы )

б) аргументы к угрозе (запугивание ау дитории)

доводы к доверию

Если речь идет о логическом доказательстве, довод к доверию состоит в том, что наряду с логическим рассуждением указывается лицо, которому это рассуждение принадлежит, и, как правило, дается характеристика этого лица, соответствующая «логосному» духу, такая, как «великий мыслитель древности», «знаменитый логик двадцатого столетия», «китайский мудрец» и т.д. Иногда имена говорят сами за себя, и тогда обычный способ их введения выглядит следующим образом: «Еще Сократ полагал, что...», «Сам Аристотель, отец логики, считал, что...». В качестве третьей стороны при приведении логического доказательства могут выступать эксперты.

Ссылка на авторитет в доводе к этосу чаще всего содержит характеристику авторитета (с «этосной» стороны) и указание на самого адресата речи. Ее обычная схема такова: «Такой-то, а уж он в этом знает толк, сказал, что мы часто забываем о том-то».

Ссылка на авторитет в доводе к пафосу также обычно содержит характеристику самого авторитета. Это может быть не только авторитет в собственном значении слова, но и малоизвестный человек, ставший авторитетом как лицо, испытавшее на себе то, о чем говорится в угрозе или обещании. Более того, в последнем случае третья сторона может быть названа обобщенно: «Всякий американец вам скажет, что...», «Тому, кто испытал ужасы войны, не надо объяснять, что...», «Тот, кто жил при социализме, прекрасно помнит, как...».

д оводы к недоверию

Недоверие при доводе к логосу создается тем, что приводится заведомо неверное высказывание, принадлежащее человеку, в логических способностях которого автор сомневается. В этом случае также часто используется эффект «эксперт не в своей области».

Недоверие при доводе к этосу создается тем, что какое-то лицо квалифицируется как не знающее людей (чаще всего людей вполне конкретных, данную социальную или возрастную группу), не понимающее их этических установок. Например: «Такой-то с большим чувством говорит о проблемах молодежи. Но он, видимо, забыл, чем живет молодежь. А о сегодняшней молодежи, ее мыслях и чувствах просто не имеет представления».

Недоверие при доводе к пафосу (угрозе или обещанию) создается аналогичным образом: показывается, что лицо, апеллирующее к пафосу, плохо знает людей, к которым апеллирует. Например: «Он обещает голодным старикам «сникерсы» и дискотеки! Он приглашает их насладиться звуками тяжелого металла, а им нужно бесплатное медицинское обслуживание!» Или: «Он угрожает повстанцам войной? Людям, которые уже сорок лет носят при себе оружие! Да...Н авряд ли этот политик сможет управлять людьми!»

Стратегия подбора аргументов:

Подбирая аргументы, надо учитывать следующее:

Сильными аргументами являются естественные доказательства:

Суждения на основе точно установленных фактов, документально подтвержденных

Результаты экспериментов

Показания незаинтересованных и компетентных свидетелей-очевидцев

Экспертные заключения

Статистические выкладки

А также:

Цитаты из уставов, законов, постановлений и пр.

Однако даже с такими аргументами можно бороться (если вам это реально нужно):

Факты могут быть точными, но их можно интерпретировать по-своему (например, усомниться в причинно-следственной цепочке)

Мнения экспертов и авторитетов можно оспорить, поставив под сомнение их право проводить экспертизу, их состоятельность как специалистов, их незаинтересованность в результатах, а также можно уточнить, касалось ли мнение экспертов данной конкретной ситуации или это мнение просто притянули за уши

Свидетелей можно заподозрить в заинтересованности и в том, что они не смогли трезво оценить ситуацию/в амнезии

Статистические выкладки можно обвинить в нерепрезентативности (вы уверены, что опросили все население земного шара?)

Слабыми аргументами признаются:

Выводы из сомнительных статистических данных (опрошено пять человек в ночном клубе)

Рассуждения с неправильным применением схемы силлогизма

Софизмы, рассуждения с сознательно допущенной логической ошибкой («Рога»)

Надуманные аналогии (аналогия между игрой в баскетбол и вождением машины)

Однобоко подобранные афоризмы и изречения

Обобщения

Предположения, основанные на личном опыте

Несостоятельны следующие аргументы:

Выводы на основании подтасованных фактов

- домыслы

Авансовые обещания, не подкрепляемые делом, личные заверения (я гарантирую вам…, я вас как специалист заверяю…, я вас прошу просто принять на веру…)

Не следует приводить чрезмерно много аргументов: большое количество доводов, особенно доводов разновеликих, приводит к потере убедительности, к обесцениванию каждого конкретного довода.

Не следует отказываться от отдельных доводов, если все вместе они создают убедительную картину (ситуация, когда только сумма доводов может быть убедительной, но никак не каждый из доводов в отдельности). Допустим, мы пытаемся обосновать обвинение в убийстве, направленное против сына покойника. У нас нет прямых улик, но мы можем показать при помощи суммы аргументов, что именно сын сильнее всего был заинтересован в смерти отца и имел наилучшие возможности для убийства.

Не следует пользоваться аргументами, которые может обратить себе на пользу противоположная сторона. Убойная сила вашего собственного аргумента, использованного врагами, возрастает многократно.

Ошибками аргументации являются:

1) ошибки, связанные с тезисом

Подмена тезиса – в процессе аргументации автор начинает доказывать уже другой тезис, не тот, который обозначил в начале. Это можно делать нарочно, можно делать случайно.

Доказательство абсурдных тезисов .

2) ошибки, связанные с аргументами

Использование ложных посылок (хороший водитель никогда не попадает в аварии).

3) ошибки, связанные с демонстрацией

В качестве аргументов используются посылки, не связанные с тезисом (сначала в кафе пришла компания из четырех человек, потом компания из трех, следующими посетителями будет пара).

  1. (40 слов) Одна из базовых ценностей любого человека – время, и использовать его нужно с толком. Этому учит «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца. Главный герой на собственном опыте познал, что бездельники не заметят, как состарятся – и тогда добиваться чего-то будет уже поздно.
  2. (54 слова) Герой известного мифа, царь Мидас, оказал услугу богу Дионису, и тот пообещал царю в награду любой дар. Мидас попросил, чтобы всё от его прикосновения становилось золотым. Жадность едва не погубила его, потому что еда и вино тоже превращались в золото. Это яркий пример того, что выбор тех или иных жизненных ценностей определяет нашу судьбу.
  3. (39 слов) У животных, как и у людей, есть свои жизненные ценности. Вспомним собаку Каштанку из одноимённого рассказа Чехова: она осталась верна прежним хозяевам, хотя новый обращался с ней гораздо лучше. Не каждое существо способно на такую преданность в ущерб себе.
  4. (55 слов) О том, что для человека важнее всего, узнать очень просто – достаточно спросить. Так поступил учитель музыки из рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка». Один из мальчиков в ответ перечислил очень многое – «целый мир», а второй – лишь свою любимую еду. Понятно, почему учитель остался недоволен его словами: исключительная приверженность к материальному особенно страшна, если герой – ребёнок.
  5. (54 слова) Рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч» – пример разницы в жизненных ориентирах людей, принадлежащих к одному сословию. Хорь и Калиныч оба крестьяне, но для первого главное – крепкий быт, а второй «витает в облаках», зато он душевный человек, близкий к природе и искусству. Что лучше? По мнению автора, герои дополняют друг друга, олицетворяют две стороны жизни.
  6. (43 слова) Некоторые ценности называются «вечными» – они общие для большинства людей и не меняются веками. К примеру, дружба. О ней прекрасно говорит Лис – герой «Маленького принца» Экзюпери. Благодаря дружбе, объясняет он, человек спасается от скуки и одиночества, чувствует себя нужным и может познать истинное счастье.
  7. (55 слов) Глеб Капустин, герой рассказа В.М. Шукшина «Срезал», видел свою жизненную ценность в том, чтобы «сбивать спесь» со знатных людей, приезжавших в родную деревню погостить. Он публично ловил их на незнании какого-нибудь научного факта и радовался их смущению. Не удивительно, что Глеба никто не любил – тот, которому приятно унижать других, рано или поздно останется в одиночестве.
  8. (50 слов) Жизненные ценности легко выдают в ком-либо эгоиста. К примеру, Свинья из басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» подрывала корни Дуба в поисках желудей, совершенно не заботясь о том, что от этого дерево может засохнуть. К сожалению, и люди порой не думают о том, как их поступки могут повлиять на окружающих.
  9. (45 слов) Родной дом дорог каждому человеку. Его стены – спасение от всех жизненных невзгод. Это аллегорически показано в стихотворении Я.П. Полонского «Дорога»: лирический герой находится в дороге и завидует ямщику, который «покой, привет и ужин… найдёт под кровлею своей» и будет счастлив, хоть живёт в бедной лачужке.
  10. (54 слова) Печально, когда важность чего-либо напрямую связывается с материальной ценностью этой вещи или даже живого существа. Например, в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» собака укусила пьяницу Хрюкина, когда тот ткнул в неё сигарой. Полицейский сперва велит истребить собаку, но узнав, что её хозяин – брат генерала, обвиняет в случившемся самого Хрюкина, а к собаке обращается уже ласково.

Примеры из жизни, кино, СМИ

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Имеет ли совесть человек, любящий только самого себя? Как эта любовь проявляется в его поступках? Этими и другими вопросами задаётся русский советский писатель- Е.А.Пермяк.

В данном тексте поднимается проблема эгоизма и самолюбия. В нём три брата получили счастливые часы, тем самым получив возможность распоряжаться своим временем, которое можно было получить, только помогая и оказывая внимание другим. Однако, они этого не делали и продолжали жить в своё удовольствие, впоследствии полностью утратив дарованное им время. "А что он сказать может, если совести у него тоже не осталось, чтобы ею счастливые часы завести?" Данная проблема является актуальной. В наше время эгоизм получил большое распространение. Люди перестали видеть окружающий нас мир, они зачастую стали думать только о себе, их труд направлен только на преобразование и улучшение собственной жизни. "Не зря же один мудрец сказал: "Человек в труде познаётся"."

Весь его труд, все его дела и мысли направлены на формирование лучшего собственного будущего.

Данная проблема встречается в большом количестве художественной литературы. Так, например, в произведении Н.В.Гоголя "Мёртвые души" можно увидеть большое число эгоистичных помещиков. Одним из них является главный герой- помещик Чичиков. С самого раннего детства внушили ему, что он должен был жить богато. Это и породило в нём чувства самолюбия. Чичиков, несмотря на большие большие проблемы общества, бедность и голод крестьян, продолжал увеличивать собственное финансовое состояние. Так поступали и другие помещики. Они все трудились только во благо собственной жизни.

Если обратиться к произведению Б.Васильева "Летят мои кони", то можно увидеть абсолютно противоположную картину. Доктор Янсен был человеком искренним и отзывчивым. Он всегда спешил навестить своих больных пациентов, но никогда не спешил их покидать. Янсен всем сердцем желал помочь каждому. Это показал и его последний поступок. Когда маленькие мальчики попали в канализационный колодец, Янсен, не думая о последствиях для самого себя, бросился к ним на помощь, он понимал, что сам вот-вот погибнет, но его это не остановило. Вскоре мальчишки были спасены, но доктор Янсен отдал свою жизнь ради этого.

За эгоизмом нет настоящего, а значит и нет будущего. Подобная любовь не несёт в себе ничего ценного, скорее наоборот, она оказывает большое отрицательное влияние на мир в целом.

Обновлено: 2018-05-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.