Обществознание планы по всем темам. Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: как составлять сложный план

Обществознание очень популярный предмет среди тех, что школьники выбирают для сдачи на ЕГЭ. Поэтому количество людей, которым будет интересна тема подготовки к данному предмету, довольно большое. В данной статье, вам будет предложен примерный план подготовки к ЕГЭ по обществознанию .

Этапы подготовки

  1. Врага нужно знать в лицо. Поэтому первым делом скачайте КИМ по обществознанию за этот год на сайте, если актуальные варианты еще не выложили (это может быть только если вы начали подготовку раньше августа-сентября последнего года обучения), то берите КИМ прошлого года и прорешайте его. Так вы поймете, что же из себя представляет ЕГЭ.
  2. Определите, необходима ли вам дополнительная помощь в подготовке. Если вы понимаете, что помощи интернета вам недостаточно, то лучшим вариантом будет поиск опытного репетитора, который поможет вам в подготовке.
  3. Накапливание теоретических знаний. Сразу стоит обмолвиться, что объем их будет большой, ведь вам нужно изучить основы таких больших наук, как: юриспруденция, экономика, социология, политология и др. Отдельно учить термины, смысла не имеет, лучше изучайте теоретические знания по предмету, а вот когда встретитесь с незнакомым термином, тогда используйте все возможности интернета.
  4. Не стоит слишком увлекаться изучением теоретических вопросов. Как можно быстрее переходите к нарешиванию заданий ЕГЭ . Ваше главное преимущество на экзамене - возможность подготовиться к каждому виду задания, это сэкономит вам кучу времени на экзамене. КИМы берите из раздела ФИПИ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ , заданий там более чем достаточно.
  5. Специальной подготовки задания второй части не требуют, если у вас достаточно теоретических знаний, то они не представят никакой сложности, а если таких знаний мало, то вы еще должны быть на этапе 3. Единственный совет - можете посмотреть готовые ответы на задания второй части, чтобы понять, что от вас конкретно хотят экзаменаторы.
  6. При написании эссе вам помогут навыки, добытые, в основном, на уроках литературы. Здесь есть одна хитрость: каждое из пяти заданий соответствует одной из базовых гуманитарных наук. Это означает, что у вас точно будет афоризм, который связан с правом, с экономикой, социологией, политологией, социальной философией. Поэтому при подготовке к написанию эссе специализируйтесь на одной - двух науках. Если сочинения вам давались всегда с трудом, то уделите написанию эссе - наибольшее количество времени, все-таки это самое дорогостоящее задание. Просто берите КИМы, вычитывайте афоризмы и пишите, чем больше, тем лучше, постепенно сами поймете, что получаться начало лучше, но вообще именно над этим этапом лучше работать с репетитором, который будет вам объективно говорить о ваших ошибках.

Если вы начнете готовиться к ЕГЭ заранее и подойдете к этому процессу серьезно, то результат точно будет. В этом экзамене нет ничего страшного, особенно если вы будете уверены в своих знаниях.

Редакция "сайт"

Итак, Вы проработали очередную тему и хотите проверить себя? Нет ничего лучше, чем попытаться построить сложный план — сделать задание 35. Мы на то, что работа с заданием 35 — самый эффективный способ повторения материала. Берите формулировку кодификатора, и стройте свой план! Например «Социализация индивида».

Вот Вам пример плана:

35. «Социализация индивида» .

1. Понятие «индивид»

2. Признаки личности:

— мировоззрение

— сознание

— статусы и роли

3. Институты социализации:

— церковь

4. Агенты социализации:

— родители

— священники

— учителя

Правила написания задания 35.

Итак, смотрим в план.

1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как , советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.

2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — . Все наши пункты раскрывают это понятие.

3. Социализация — процесс, поэтому мы начали с , а закончили (итогом социализации индивида).

4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.

5. Показываем понимание конкретики: , школа, родители.

6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, соответствуют : семья — родители, церковь — священники.

7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.

Как строить сложные трехсоставные планы в задании 35?

Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) человека 2) (вид по ) 3) Их реализация.

В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!

Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:

1. Понятие «потребность»

2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:

а) физиологические

б) экзистенциальные

в) социальные

г) престижные

д) духовные

3. Престижные потребности:

а) власть

б) богатство

в) карьера

4. Способы реализации престижных потребностей:

а) вступление в политическую партию

б) занятие предпринимательской деятельностью

в) прохождение курсов повышения квалификации

Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!

И последнее. Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время. Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик). Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.

А теперь задание для самостоятельной тренировки:

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль финансовых институтов в экономической системе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе

Многие выпускники, готовясь к сдаче ЕГЭ, часто задают вопрос - как же писать план по обществознанию? Действительно, это одно из самых сложных заданий нынешнего формата экзамена. Здесь требуется показать владение материалом темы на серьезном, содержательном уровне.

Какими должны быть планы по обществознанию?

Основное требование к заданию - составление сложного плана по представленной теме обществоведческого курса. Здесь, как нигде, понадобятся умения обобщать и систематизировать информацию, точно ее представлять в виде тезисов и устанавливать внутренние связи между социальными объектами. Напомню, что выпускник должен максимально корректно и точно обозначить пункты плана, раскрыв в подпунктах не менее двух из них. В плане должны присутствовать пункты, обязательные к раскрытию. Они располагаются в общей иерархии под номерами со 2 по 4.

В основе успешного плана лежит объективная и банальная вещь - прочные знания. Задание 35 проверяет ваши знания в контексте заданной формы, не более того. И если вы, к примеру, досконально изучили тему "Социальное познание" и знаете ее особенности, виды и методы, то существуют серьезные предпосылки для того, что удастся зацепить хотя бы балл. Так что учите темы, благо для этого сегодня есть множество вспомогательных инструментов.

Но все же этого мало. Необходимо четко понимать в какой последовательности нужно составлять план и что за чем должно идти. Для начала предлагаю посмотреть на универсальную "болванку" плана, которая теоретически подойдет к любой теме.

1. Понятие ... (любое социальное явление или объект можно выразить термином, поэтому начинаем с этого. По желанию можно раскрыть определение).

2. Виды, элементы, типы ... (практически каждый объект имеет типологизацию, например, виды безработицы, типы экономических систем и т.д.).

3. Признаки, черты, особенности ... (аналогично и с предыдущим пунктом).

4. Функции.

5. Роль, значение, место ... (социальный объект всегда вписан в контекст общественной жизни, поэтому оказывает влияние на отдельные ее стороны, что мы и отражаем в этом пункте).

Еще раз поясню, перед вами только общая структура, которая может существенно меняться в зависимости от темы, но главное в ней логика, которой стоит придерживаться, составляя планы по обществознанию ЕГЭ 2016. Формулировка тезисов может быть в вопросительной или назывной форме, а также возможно их сочетание.

Не забывайте, что везде нужна практика! Находите темы в Интернете, благо, их сегодня огромное количество, и составляйте планы. Не советую бездумно скачивать в сети готовы варианты и пытаться их запомнить. Так вы только затуманите себе голову и ничего не поймете. К тому же немало представленных планов откровенно низкого качества, не соответствующих требованиям.

И еще, составляя планы по обществознанию представьте, что вы получили задание: кратко изложить тему человеку, который в ней ничего не понимает. Вам же нужно объяснить ему предельно доходчиво, четко и главное правильно. Попытайтесь взять на себя эту миссию и, если сможете ее выполнить, вы несомненно напишите замечательный план.

В заключении привожу пример плана, соответствующего всем заявленным требованиям.

Тема " Социальный контроль".

1. Что такое социальный контроль?

2. Виды социального контроля

а) внутренний;

б) внешний;

3. Характерные черты социального контроля

а) наличие санкций;

б) формализованность и упорядоченность;

Раздел 1. Человек и общество

Тема 1. Природное и общественное в человеке. (Человек как

результат биологической и социокультурной эволюции)

Тема 2. Мировоззрение, его виды и формы

Тема 3. Виды и формы з наний

Тема 4. Понятие истины, ее критерии

Тема 5. Мышление и деятельность

Тема 6. Потребности и интересы

Тема 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Тема 8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Тема 9. Основные институты общества

Тема 10. Понятие культуры. Формы и разновидности

культуры

Тема 11. Наука. Основные особенности научного мышления.

Тема 12. Уровни, формы и методы научного познания

Тема 13. Естественные и социально-гуманитарные науки

Тема 14. Образование, его значение для личности и общества

Тема 15. Религия

Тема 16. Искусство

Тема 17. Мораль

Тема18. Понятие общественного прогресса

Тема19. Многовариантность общественного развития

Тема 20. Реформы, их виды и направления.

Тема 21. Революции и их виды.

Тема 22. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Тема 23. Глобализация

Тема 24. Взаимодействия человека и природы

Тема 25 . Противоречия социального прогресса

Тема 26 . Мораль как регулятор социальных отношений

Тема 27 . Целостность и противоречивость современного мира .

Тема 28 . Глобальные проблемы и культура

Тема 29 . Биосоциальная роль человека.

Тема 30 . Культура.

Тема 31. Мировые религии

Тема 32. Формы и разновидности культуры

Тема 33. Религия как форма духовной культуры

Тема 34. Основные сферы общественной жизни

Тема 35. Культура как общественный феномен

Тема36. Социально-демографические проблемы современности

Тема37. Деятельность - основа существования и развития общества.

Тема38. Проблема Севера и Юга и пути её решения

Тема39. Терроризм, как глобальная проблема человечества

Тема40. Формы общественных изменений

Тема 41 Революция как форма социальных изменений

Тема42. Традиционное общество и его особенности

Тема43. Информационное общество

Тема44. Многовариантность общественного развития

Тема45. Цель и смысл жизни

Тема46. Деятельность

Тема47. Мышление.

Раздел 2. Экономика

Тема 1. Экономика и экономическая наука

Тема 2. Факторы производства и факторные доходы

Тема 3. Экономические системы

Тема 4. Собственность

Тема 5. Рынок и рыночный механизм.

Тема 6. Спрос и предложение

Тема 7. Постоянные и переменные затраты

Тема 8. Финансовые институты .

Тема 9. Банковская система

Тема 10. Основные источники финансирования бизнеса

Тема 11. Ценные бумаги

Тема12. Рынок труда.

Тема 13. Безработица.

Тема14. Экономический рост и развитие

Тема15. Инфляция

Тема16. Рынок труда

Тема17. Налоги

Тема18. Экономика и ее роль в жизни общества

Тема19. Экономический рост

Тема20. Деньги

Тема21. Экономика и государство

Тема22. Мировая экономика

Тема23. Предпринимательство

Тема24. Производство

Тема25. Рынок и рыночный механизм

Тема26. Основные типы экономических систем

Тема27. Фирма как субъект рыночной экономики

Тема28 Понятие и механизм рынка

Тема29. Роль конкуренции в рыночной экономике

Тема 30.Банки и банковская система

Тема31. Экономика как наука

Тема32. Рынок труда

Тема33. Разделение труда и специализация

Тема34. Предпринимательство в экономике

Раздел 3. Социальные отношения

Тема1. Социальная стратификация

Тема2. Семья как социальный институт

Тема3. Социальная роль

Тема4. Социальные группы

Тема5. Социальная мобильность и изменение социального статуса.

Тема6. Социальная мобильность

Тема7. Семья в современном обществе.

Тема8. Межэтнические отношения в современном мире

Тема9. Социальный контроль

Тема10. Социальная стратификация и ее типы

Тема11. Причины отклоняющегося поведения молодёжи

Тема12. Социальный конфликт

Тема13. Диалог культур

Тема14. Вертикальная социальная мобильность

Тема14. Социальная мобильность

Тема16. Российское образование в XXI веке

Тема17. Свобода и ответственность

Тема18. Социализация индивида

Тема19. Конформизм и девиантное поведение.

Тема20. Семья как социальный институт

Тема21. Молодежь как социальная группа

Тема22. Нации и межнациональные отношения

Тема23. Отклоняющееся поведение

Тема24. Социальные институты

Тема25. Нации и национальные отношения

Тема26. Проблема неполных семей

Раздел 4. Политика

Тема1. Политическая элита

Тема2. Средства массовой информации(СМИ)

Тема3. СМИ и политика

Тема4. Роль СМИ в политической жизни

Тема5. Разделение властей в РФ или Теория разделения властей

Тема6. Политические отношения

Тема 7. Государство

Тема 8. Политический процесс в современном обществе

Тема 9. Политические режимы

Тема 10. Роль политических партий в жизни общества

Тема 11. Основные ценности демократии

Тема 12. Избирательные системы

Тема 13. Гражданское общество и правовое государство

Тема 14. Осуществление власти в РФ

Тема 15. Политическая Власть

Тема 16. Государство как политический институт общества

Тема 17. Политическое поведение

Тема 18. Политический процесс как совокупность видов политической

деятельности субъектов

Тема 19. Выборы в Государственную Думу РФ

Тема 20. Механизм государственного регулирования экономики

Тема 21. Избирательная кампания в РФ

Тема 22. Политическое участие

Тема 23. Политический плюрализм.

Тема 24. Становление многопартийности в России.

Тема 25. Политическое сознание и политическое поведение.

Тема 26. Законотворческий процесс в РФ.

Тема 27. Политическая власть как особый тип общественныхотношений

Тема 28. Политические идеологии

Тема 29. Форма государства

Раздел 5. Право .

Тема1. Правонарушение

Тема2. Споры и порядок их рассмотрения

Тема3. Правоохранительные органы. Судебная система

Тема4. Международное право (международная защита прав

человека в условиях мирного и военного времени)

Тема5. Особенности административной юрисдикции

Тема 6. Имущественные и неимущественные права

Тема7. Право в системе социальных норм

Тема8. Юридическая ответственность

Тема9. Гражданство РФ

Тема10. Право собственности

Тема11. Гражданские правоотношения

Тема12. Правовое государство и гражданское общество

Тема13. Трудовые правоотношения

Тема14. Гражданский процесс (ГП)

Тема15. Система российского права

Тема16. Конституция РФ

Тема17. Нормативно-правовой акт как источник права

Тема18. Правовое государство

Тема19. Правовой статус налогоплательщика РФ

Тема20. Юридическая ответственность

Тема21. Отношения супругов

Тема22. Правовое государство

Тема 23. Уголовное право

Тема24. Воинская обязанность гражданина РФ

Тема 25. Воинская обязанность.

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)

Обществознание

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: как составлять сложный план

В 2018 году изменились критерии оценки ЕГЭ по обществознанию. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А. И. Герцена (СПб) Ольга Соболева, в рамках серии вебинаров, рассказала о нововведениях в задании №28 и поделилась с педагогами полезными советами по успешной подготовке к экзамену.

Критерии оценки

На первый взгляд ничего не поменялось – в этом году ученики увидят такую же формулировку задания №28, что и прежде. Однако изменились критерии оценки – они стали конкретнее и строже. Количество максимальных баллов теперь 4 (раньше было 3), а вместо вычитания балла за ошибки будет практиковаться начисление баллов за отсутствие ошибок. Критерии изменились следующим образом:

  • 28.1: попадание в обязательные пункты плана. Этот критерий остался важнейшим. Если ученик не попал в обязательные пункты плана, выставляется 0 баллов за все задание. Однако появилась конкретизация в оценивании. Теперь указано, что один из обязательных пунктов должен быть детализирован в подпунктах, а другой может не быть детализирован или быть подпунктом. При полном попадании в обязательные пункты плана начисляется 2 балла. 1 балл ученик получает, если у него есть один раскрытый пункт или два нераскрытых пункта.
  • 28.2: соблюдения плана сложного типа. В этом критерии учитывается количество пунктов и их качество, степень раскрытия темы. Раньше баллы начислялись в зависимости от количества различных пунктов, теперь требования стали точнее. В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы – в любом другом случае по этому критерию начисляется 0 баллов.
  • 28.3: корректность формулировок. Балл по этому критерию теперь носит характер бонусного, и получить его можно только при отсутствии любых ошибок в любом месте при 1 балле по критериям 28.1 и 28.2.

Работая над этим заданием, важно учесть одно противоречие в системе оценки. В рекомендациях ФИПИ указано не засчитывать пункты плана, имеющие абстрактно-формальный характер. При этом в образце плана ФИПИ использована абстрактная формулировка «Понятие политической партии». Как бы то ни было, для получения высокого балла лучше избегать формулировок, которые не отражают специфику темы.

Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по обществознанию. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом. После каждого раздела даются примеры заданий ЕГЭ и тренировочный тест. Для итогового контроля знаний в конце справочника приводятся тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ по обществознанию. Ко всем заданиям приводятся ответы.

Этапы подготовки

Составление плана – это метапредметное умение, которым нужно владеть для успешной сдачи ЕГЭ. Опытные авторы корпорации «Российский учебник» в своих учебных программах помогают сформировать нужные навыки по следующим этапам:

  • 5–6 классы – простой план текста
  • 7–8 классы – сложный план текста
  • 9 класс – простой план выступления на тему
  • 10–11 классы – сложный план выступления на тему

Читайте и смотрите также:

  1. Тренируйте составление плана на каждом уроке. Например, прописывайте с учениками план предстоящего занятия, в конспектах выделяйте пункты и подпункты, составляйте сложный план по окончанию лекции – то есть отрабатывайте это умение на разных этапах изучения темы.
  2. Не предлагайте ученикам выучить наизусть сложные планы, составленные по кодифиатору! Это никак не поможет «слабым» учащимся. Например, в 2017 году темы планов с пунктами кодификатора не совпадали.
  3. Старайтесь разбирать на уроке разные явления по плану с такой фиксированной основой: понятие, признаки, структура, происхождение, развитие, многообразие, роль, современное состояние. При этом избегайте абстрактно-формальной формулировки пунктов плана с этой основой.
  4. Когда идет изучение сложных тем с двумя совмещенными понятиями, обязательно рассматривайте взаимосвязь явлений, выявляйте между ними сходства и различия. В некоторых случаях также необходимо определить, какое место одно явление занимает в структуре другого.

По статистике, в ЕГЭ по обществознанию задание №28 является одним из самых сложных для учеников. Набрать максимальное количество баллов позволят понимание требований и продуманная последовательная подготовка.

Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.