Мораль и нравственность подготовка к егэ по обществознанию. Мораль и религии

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

С9.1 Философия: «Знание - сокровищница, но ключ к ней -практика». (Т. Фуллер)

С9.2 Экономика: «Главная со­ци­аль­ная от­вет­ствен­ность биз­не­са со­сто­ит в том, чтобы не со­дей­ство­вать росту ни­ще­ты и безработицы». (Б.С. Ерасов)

С9.3 «Человек есть прин­ци­пи­аль­ная но­виз­на в природе». (Н.А. Бердяев)

С9.4 Политология: «Тоталитаризм - образ правления, при ко­то­ром мо­раль вхо­дит в ком­пе­тен­цию власти». (А.Н. Круглов)

С9.5 Правоведение: «Легче со­зда­вать законы, чем сле­до­вать им». (Наполеон Бонапарт)

Пояснение.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 2.

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Моральные оцен­ки поступков поз­во­ля­ют оценивать их как хо­ро­шие или дурные, при­но­ся­щие добро или при­чи­ня­ю­щие зло и заслуживающие________(А). К ос­нов­ным ______(Б) и цен­но­стям относятся: доброта, чув­ство долга,________(В), спра­вед­ли­вость и т. п. Ори­ен­ти­ру­ясь на них, мы даём оцен­ку своих и чужих по­ступ­ков с мо­раль­ной точки зрения.

Моральные нормы на­ря­ду с ________(Г) яв­ля­ют­ся основными ре­гу­ля­то­ра­ми поведения людей в обществе. Мораль - это, пре­жде всего,__________(Д) по­ве­де­ния человека, ос­но­ван­ный на его воле, долге, совести.

Она при­су­ща не толь­ко отдельным личностям, но и________(Е), ко­то­рое также опе­ри­ру­ет категориями морали, даёт мо­раль­ные оценки».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, обо­зна­ча­ю­щие пропущенные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го Вами слова.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, по­сле­до­ва­тель­ность 315968 яв­ля­ет­ся единственным пра­виль­ным ответом. Кос­вен­ны­ми подсказками яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов.

Ответ: 3, 1, 5, 9, 6, 8.

Ответ: 315968

Предметная область: Человек и общество. Мораль

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«Социальный кон­троль – механизм, с по­мо­щью которого об­ще­ство обеспечивает со­блю­де­ние определённых правил, __________(А) ко­то­рых наносит ущерб функ­ци­о­ни­ро­ва­нию социальной системы. В этом ка­че­стве выступают __________(Б) и право, обычаи, ад­ми­ни­стра­тив­ные решения и др. Дей­ствие социального кон­тро­ля сводится глав­ным образом к при­ме­не­нию различных __________(В) к на­ру­ши­те­лям принятых со­ци­аль­ных норм. Од­но­вре­мен­но социальный кон­троль предполагает по­ощ­ре­ние за __________(Г) со­ци­аль­ных норм.

Социальный кон­троль выступает как ор­га­ни­че­ский элемент любой __________(Д) управ­ле­ния социальным процессом, как ме­ха­низм обратной связи, обес­пе­чи­ва­ю­щий выполнение ко­манд управляющего органа.

Социальный кон­троль можно об­на­ру­жить в самых ран­них обществах. С раз­ви­ти­ем производительных сил и раз­де­ле­ния труда роль со­ци­аль­но­го контроля возрастает, а его струк­ту­ра усложняется. Воз­ни­ка­ют социальные __________(Е), за­ни­ма­ю­щи­е­ся почти ис­клю­чи­тель­но социальным кон­тро­лем (например, су­деб­ные органы). Вме­сте с тем функ­ции социального кон­тро­ля осуществляет прак­ти­че­ски любой со­ци­аль­ный институт».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Ис­хо­дя из кон­тек­ста, по­сле­до­ва­тель­ность 231458 яв­ля­ет­ся един­ствен­ным пра­виль­ным от­ве­том. Кос­вен­ны­ми под­сказ­ка­ми яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов.

Ответ: 2, 3, 1, 4, 5, 8.

Ответ: 231458

Предметная область: Социальные отношения. Социальный контроль

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

C9.1 Философия. «Культура - это де­я­тель­ность и творчество». (П. С. Гуревич)

C9.2 Экономика. «Плановая эко­но­ми­ка учи­ты­ва­ет в своих пла­нах всё, кроме экономики». (К. Макуильямс)

C9.3 Социология, со­ци­аль­ная психология «Если вы хо­ти­те чего-нибудь добиться, у вас долж­но хва­тать му­же­ства на неудачи». (К. Дуглас)

C9.4 Политология. «Гражданином в общем смыс­ле яв­ля­ет­ся тот, кто при­ча­стен и к властвованию, и к подчинению». (Аристотель)

C9.5 Правоведение. «Право и мо­раль все­гда об­ра­ще­ны к сво­бод­ной воле индивида». (Е. А. Лукашёва)

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся следующим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние - вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии автора или ха­рак­те­ри­зо­ван исторический период, если эти све­де­ния имеют важ­ное значение для по­сле­ду­ю­ще­го анализа текста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый анализ высказывания. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо продемонстрировать зна­ние материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но излагать свои мысли. Ос­нов­ная часть - это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты подкрепляйте при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное обращение вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски связанной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но отношение пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмоциональных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но материалом ос­нов­ной части.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 201.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

С9.1 Философия : «Расширять свои зна­ния можно толь­ко тогда, когда смот­ришь прямо в глаза сво­е­му незнанию». (К.Д. Ушинский)

С9.2 Экономика : «Индивидуум, дви­жи­мый толь­ко жаж­дой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно ска­зать о компании, един­ствен­ная цель ко­то­рой – прибыль». (Р. Хэйан)

С9.3 Социология, со­ци­аль­ная психология : «Наши со­ци­аль­ные роли опре­де­ля­ют­ся ожи­да­ни­я­ми дру­гих людей». (Н. Смелзер)

С9.4 Политология : «Тоталитаризм – образ правления, при ко­то­ром мо­раль вхо­дит в ком­пе­тен­цию власти». (А.Н. Круглов)

С9.5 Пра­во­ве­де­ние : «Времена меняются, и за­ко­ны ме­ня­ют­ся вме­сте с ними». (Латинское юри­ди­че­ское изречение)

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние - вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии ав­то­ра или ха­рак­те­ри­зо­ван ис­то­ри­че­ский период, если эти све­де­ния имеют важ­ное зна­че­ние для по­сле­ду­ю­ще­го ана­ли­за текста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый ана­лиз высказывания. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо про­де­мон­стри­ро­вать зна­ние материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но из­ла­гать свои мысли. Ос­нов­ная часть - это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты под­креп­ляй­те при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное об­ра­ще­ние вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски свя­зан­ной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но от­но­ше­ние пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмо­ци­о­наль­ных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но ма­те­ри­а­лом ос­нов­ной части.

Среди критериев, по ко­то­рым оце­ни­ва­ет­ся вы­пол­не­ние за­да­ния С9, кри­те­рий К1 яв­ля­ет­ся определяющим. Если вы­пуск­ник в прин­ци­пе не рас­крыл (или рас­крыл неверно) смысл высказывания, не обо­зна­чил по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (выдвинутую тему), и экс­перт вы­ста­вил по кри­те­рию К1 0 баллов, то ответ даль­ше не проверяется. По осталь­ным кри­те­ри­ям (К2-КЗ) в про­то­кол про­вер­ки за­да­ний с развёрнутым от­ве­том вы­став­ля­ет­ся 0 баллов.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму

организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие - о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 214683 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 214683

Ответ: 214683

Искусство; наука; образование; мораль; культура.

Пояснение.

Все представленные понятия - это сферы культуры.

Ответ: культура.

Ответ: культура

«Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие “искусство” стали всё чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на _______(A) и преобразование мира в соответствии с _______(Б), т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее _______(В).

Мир и человек в совокупности их отношений друг с другом являются _______(Г). _______(Д) - художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Цель искусства двойственна: для творца - это _______(Е), для зрителя - наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро - с моралью».

Список терминов:

1) форма существования искусства

2) этические нормы

3) художественное самовыражение

4) творчество

5) отражение

6) предмет искусства

7) объективная реальность

8) мастерство

9) эстетические нормы

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Ис­хо­дя из кон­тек­ста, по­сле­до­ва­тель­ность 598613 яв­ля­ет­ся един­ствен­ным пра­виль­ным от­ве­том. Кос­вен­ны­ми под­сказ­ка­ми яв­ля­ют­ся род, число и падеж слов.

Ответ: 598613

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

C9.1 Философия. «Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, a о том, как мы должны стать достойными счастья». (И. Кант)

C9.2 Экономика. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований». (М. Станс)

C9.3 Социология, социальная психология. «Величайшая революция нашего поколения - это открытие того, что человек, изменяя внутреннее отношение к жизни, способен изменить и внешние аспекты этой жизни». (Д. Уильям)

C9.4 Политология. «Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов». (И. Ильин)

C9.5 Правоведение. «Жестокость законов препятствует их соблюдению». (Ш. Монтескьё)

Пояснение.

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с критериями оценивания работы. Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.

По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.

Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается.

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

Наука; мораль; религия; духовная культура; искусство.

Пояснение.

Все представленные понятия - это духовная культура.

Ответ: духовная культура.

Ответ: духовная культура

В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Социальный контроль; мораль; право; поощрение; наказание.

Пояснение.

Все представленные понятия относятся к социальному контролю.

Ответ: социальный контроль.

Ответ: социальныйконтроль

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Культура возникла и развивается вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других ____________(А). Ни человек, ни ____________(Б) не могут существовать вне культуры. В самом широком смысле можно сказать, что культура - это всё, что создано человеком в процессе ____________(B) окружающего мира. Иногда культуру называют “второй природой”».

Культура выполняет ряд очень важных ____________(Г) в жизни человека и общества. Она является той средой, в которой происходит ____________(Д) личности. Только через культуру человек может овладеть накопленным социальным опытом и стать полноценным членом общества. Культура регулирует отношения между людьми c помощью системы норм, например, норм ____________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) искусство

2) информация

3) преобразование

5) живые существа

6) общество

7) социализация

8) функция

9) деятельность

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Внутреннее строение структурных элементов права называют ____________(Г) права. Самым крупным элементом в системе права является отрасль права. Её образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу _____________(Д) отношений. Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических ___________(Е), регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из текста задания, правильная последовательность 483675

Ответ: 483675

Ответ: 483675

29.1 Философия: «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». (Л. Фейербах)

29.2 Экономика: «Конкуренция - это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». (Ф. Хайек)

29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Личностью не родятся, личностью становятся». (А. Н. Леонтьев)

29.4 Политология: «Мораль без политики бесполезна. Политика без морали бесславна». (А. П. Сумароков)

29.5 Правоведение: «На суде исследуется не только то, что добыто на предварительном следствии, но и как оно добыто». (А. Ф. Кони)

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся следующим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние – вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии автора или ха­рак­те­ри­зо­ван исторический период, если эти све­де­ния имеют важ­ное значение для по­сле­ду­ю­ще­го анализа текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное обращение вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски связанной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но отношение пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмоциональных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но материалом ос­нов­ной части.

29.1 Философия: «Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе». (П.С. Гуревич)

29.2 Экономика: «Экономика меняется вместе с жизнью». (С. Вайн)

29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Мораль - предмет домашнего обихода, а не божество. Ею нужно пользоваться, не нужно её боготворить». (Я. Седерберг)

29.4 Политология: «Обязанностям правительственной власти соответствуют права; её правам - обязанности подвластных». (В.М. Гессен)

29.5 Правоведение: «Судебное решение должно приниматься за истину». (Латинское юридическое изречение)

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся следующим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние - вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии автора или ха­рак­те­ри­зо­ван исторический период, если эти све­де­ния имеют важ­ное значение для по­сле­ду­ю­ще­го анализа текста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый анализ высказывания. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо продемонстрировать зна­ние материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но излагать свои мысли. Ос­нов­ная часть – это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты подкрепляйте при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное обращение вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски связанной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но отношение пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмоциональных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но материалом ос­нов­ной части.

1. Мораль и нравственность. Этика.

2. Структура морали:

1) Моральные ценности.

2) Нравственные нормы, регулятивы.

3) Ценности и нормы.

3. Специфика морали.

4. Функции морали:

1) Регулятивная

2) Мотивационная функция

3) Конститутивная

4) Координационная

5. Происхождение морали.

6. Нравственная культура личности.

Мораль и нравственность. Этика.

1.1. Что такое мораль?

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

1.2. Главное противоречие морали. Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением - главное противоречие морали.

1.3. Чем мораль отличается от нравственности? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль - ценности и нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека - нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей - общественная мораль.

4. Этика (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер) - философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.

2. Структура морали: идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

12.1. Моральные ценности.

Моральные ценности (принципы морали) - 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal - относящийся к идее) - 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

1) добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло;

2) долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3) честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4) счастье.

Что такое добро и зло?

1) Гоббс: «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль - это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус - это оторванный от реальной жизни идеалист.

4) Хитрость мирового разума (Гегель).

«… так кто ж ты, наконец?

Я - часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо…».

(Гёте «Фауст»).

Что такое счастье?

Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья: 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Эвдемонизм (от греч. eudaimonia - блаженство) - направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

2.2. Нравственные нормы, регулятивы.

Нормы морали, регулятивы - 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные (моральные) нормы - это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм - «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности» - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

2.3. Ценности и нормы.

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана - норма. Ребенок - социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

3. Специфика морали.

3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни - в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);

3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);

3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов.

Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам - это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

Императив (от лат. imperativus - повелительный) - безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива - безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

4. Функции морали.

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus - утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

5. Происхождение морали.

17.5.1. Религиозный взгляд.

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

5.2. Космологическое объяснение.

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» - гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» - долг, справедливость; «ли» - ритуал, этикет; «чжи» - ум, знание.

Основа человеколюбия - «жень» - «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

5.3. Биологическое объяснение.

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) - русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

5.4. Антропологическое объяснение.

1) Утилитаризм (от латинского utilitas - польза, выгода) - 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанноеБентамом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 - 1832) - английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 - 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

5.5. Социально - историческое (социологическое) объяснение.

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Табу (полинезийск.) - в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.

17.5.6. Современная этика:

1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции - утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);

2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;

3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

6. Этапы формирования нравственной культуры личности.

Нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап - конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность - это моральное саморегулирование своего поведения.

Главный мотив нравственного поведения здесь - совесть. Если стыд - чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.

Данный вариант тестовых заданий составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания , в которых могут быть вопросы по данной теме .

Даны ответы на вопросы.

Предложены следующие цитаты для написания сочинения (задание № 29):

  • «Чтобы захватить страну, достаточно подчинить себе связь.» (Роберт Хайнлайн (1907-1988) Американский писатель – фантаст.)
  • «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.» (Бертольд Брехт (1898-1956). Немецкий драматург, поэт.)
  • «Ценность религии определяется качеством морали, в ней заложенной». (Мишель Уэльбек (род. в 1956) Французский писатель, поэт.)

Примечание: примерные сочинения по заданию 29.1. даны на сайте esse ege . ru

Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или

последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте

работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без

пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ

пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры .

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: мораль

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Мораль, искусство, образование, духовная сфера, наука, религия

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : духовнаясфера

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

обозначают функции религии.

1)мировоззренческая; 2) производственная); 3)культурно-транслирующая; 4)воспитательная; 5)санирующая); 6)регулирующая

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 25

4

Выберите верные суждения о мировых религиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) монотеизм;

2) распространение по всему миру;

3) распространение среди людей одной национальности;

4) независимость от национальности;

5) большое количество верующих.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ :245

5

Установите соответствие между отличительными признаки морали и права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.

А

Б

В

Г

Д

Правильный ответ

Ответ: 12211

6

В семье Назмиевых исповедуют мусульманство? Запишите цифры, под которыми указаны особенности данной религии.

1)Достижение состояния нарваны.

2)Хадж в Мекку, к святым местам.

3)Ежедневная 5-тикратная молитва с 7 лет.

4) Соблюдение поста в Рамазан.

5) Священная книга Типитака.

6)Поклонение Иисусу.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ : 234

Пояснение:

15- свойственно буддизму.

6- свойственно христианству.

20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«_________(А), как способ образного отражения действительности, играет важную роль в _________(Б) жизни общества. Одной из важнейших его _________(В)является воспитание нравственности, обогащение души человека. Кроме того, оно способно доставить радость, удовольствие человеку, выполняя тем самым _________(Г) функцию. Для современном обществе характерна _________(Д), то есть сочетание различных форм и методов отражения действительности, что придаёт неповторимость и своеобразие произведениям авторов. Различные _________(Е), появившиеся в 20-21 веках, значительно разнообразили и обогатил эту сферу общественной жизни.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2)социальная

3)гедонистическая

4)рекреационная

5)искусство

7)духовная

8)функция

9) эклектика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Возраст Интернета насчитывает всего несколько десятков лет, ведь он появился на рубеже 60-70 годов прошлого века. Однако его вторжение в жизнь человека нельзя назвать иначе, чем ошеломляющим. Треть населения Земли использовали Всемирную Паутину хотя бы раз, причем большинство делает это регулярно. Бесспорное преимущество, которое Интернет принес людям — это молниеносный обмен информацией. За считанные секунды найти в Сети нужную книгу, связаться с другом, находящимся на другом конце света, отыскать ответ на интересующий вопрос — сложно даже представить насколько такие возможности изменили представления о знаниях, информации, бизнесе, отношениях. Причем можно не только посмотреть фильм, но и тут же обсудить его с другими пользователями, не только прочесть статью, но и поинтересоваться у специалистов, насколько она компетентна.

Еще одно новшество, принесенное в реальность Всемирной Паутиной — это стирание границ между государствами. Благодаря Интернету человечество становится действительно единым, а появление электронных денег и электронных же способов их заработка и траты, вообще задает много вопросов о грядущем мироустройстве. Люди общаются без границ, совершают покупки, рассчитываются, договариваются, и весь этот процесс происходит практически бесконтрольно.

Все больше пользователей ценят Интернет за возможности организации досуга. Любители антикварной книги и старого кино, вышивки бисером или редкой породы кошек теперь собираются в общества по интересам с неведомой доселе легкостью. И это делает их жизнь богаче и разнообразнее, ведь что может быть приятнее для увлеченного человека, чем получить совет специалиста или обсудить с ним последние новинки?

Также Интернет становится все более обычным способом создания своей личной жизни. Убеждение, что таким образом знакомятся только маргиналы, уже давно потеряло свою актуальность. В условиях тотального дефицита времени, многие используют эту возможность найти свою половинку, поскольку, как это уже было отмечено выше, Интернет не знает ни пространств, ни границ.

Современный бизнес все больше перемещается в Интернет-пространство. Виртуальная реклама уверенно теснит все другие ее разновидности. Крупную корпорацию невозможно уже представить без многоуровневого хорошо организованного управляющего сайта. А Интернет-магазины шутя отвоевывают у своих материальных конкурентов толпы покупателей.

Конечно, такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей. Уход из реальности не делает человека счастливым, и рано или поздно кончается крахом. Однако, любой инструмент, появившийся у человечества, всегда требует разумного и умеренного подхода, будь то атомная энергия или виртуальная реальность.

(По материалам статей Интернет)

21

Ответ:

Правильный ответ

Примерный ответ:

Автор назвал вторжение Интернета в жизнь общества «ошеломляющим», потому что Интернет, возникнув в 60-70-е годы 20 века, захватил весь мир, «треть населения Земли использовали Всемирную Паутину хотя бы раз, причем большинство делает это регулярно».

22

Назовите три преимущества Интернета, которые называет автор. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно, не указанное в тексте.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ.

Преимущества Интернета, указанные в тексте:

1.молниеносный обмен информацией;

2.стирание границ между государствами, упрощение совершения экономических сделок;

3.средство создания своей личной жизни (знакомства).

Можно назвать ещё одно преимущество Интернета- его мобильность. Им можно пользоваться буквально в любом месте (на работе, учёбе, отдыхе). Технические средства легко переносимы и удобны в использовании.

23

Какие функции СМИ названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как на практике осуществляется одна из данных функций.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ:

В тексте названы следующие и функции СМИ:

  1. коммуникативная,
  2. информационная,
  3. культурно-транслирующая.

Одна из функций СМИ- это информационная. В Интернете можно найти любую информацию: для бизнеса, учёбы, для общего познания, любые книги, учебники. Есть возможность заочно совершить экскурсии в музеи мира и пр. Это значительно расширяет объём той информации, корой может пользоваться человек.

24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что «такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей».

Ответ:

Правильный ответ

Примерный ответ.

Виртуальный мир может таить в себе следующие опасности:

  • зависимость человека от этого миру, отгораживание его от мира реального;
  • различные нервные заболевания, связанные с данной зависимостью;
  • прекращение движения вперёд, развития личности, а постепенная его деградация.
25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о том, какие религии являются мировыми, и одно предложение, раскрывающее особенности одной из мировых религий.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ.

Мировые религии – это религии, которые имеют большое количество верующих во всем мире, независимо от национальности, государства.

К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.

Христианство возникло в 1 веке, на Руси его распространение произошло с 988г. Основные идеи христианства: идея творения Богом всего мироздания, грехопадения, спасения и воскресения для вечной жизни, идя конца света и страшного суда.

26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции религии в обществе.

Ответ:

Правильный ответ

Функции религии:

  • мировоззренческая (формирует религиозное мировоззрение, согласно которому мир создан Богом);
  • воспитательная (воспитание на религиозных ценностях, например, не лги, не убей, помогай ближнему и др.)
  • познавательная (познание мира, его законов с религиозной точки зрения, изучение культуры).
27

«Нравственные правила походят на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают под­водные камни»,- писал П. Буаст, французский философ.

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Развитие норм морали

Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки)
Сущность Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)
Характер нормы Распространяется на членов данной общины
Чем поддерживается Мистическая боязнь определенных актов или существ
Когда возникает Родовой строй
Обычай
Сущность Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах
Характер нормы
Чем поддерживается
Когда возникает Родовой строй
Традиция (лат. traditio - передача)
Сущность Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения
Характер нормы Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора
Чем поддерживается Авторитет общественного мнения
Когда возникает Родовой строй
Моральные правила
Сущность Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
Характер нормы Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение
Чем поддерживается Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения
Когда возникает Разложение родового строя

По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
- натуралистический подход - мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
- теологический подход - мораль дарована человеку Богом;
- социологический подход - мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
- культурологический подход - мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Моральные требования и представления : нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм - индивидуализм; эгоизм - альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).

Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность , называют этикой (от гр. ethos - обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Мораль и право: общее и различия

Нормы морали Нормы права
Общее
1. Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество
2. Имеют один объект регулирования - общественные отношения
3. Выступают мерой свободы в обществе
4. Связаны с категорией «социальная справедливость»
5. Имеют сходную структуру
Различия
1. Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении 1. Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений 2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей 3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы 4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок
5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) 5. Регулируют отношения, подконтрольные государству
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого 6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Важнейшие функции морали в обществе
- Регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
- Ценностно-ориентационная - утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
- Мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
- Конститутивная (от лат. constitus - утвердившийся, установленный) - принципы нравственности - высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
- Координационная - обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.

Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства - личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.

Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности : культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).

Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности

Наименование принципа Его сущность
«Золотое правило» нравственности В религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми
Моральная автономия личности Этот принцип - завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством.
Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д.
Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства
Гуманизм Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Таким образом, нравственная культура личности - это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.

Удивительно, но я тоже не раз задумывалась над вопросом: «Что такое мораль?» И каждый раз убеждалась в том, что это нечто гибкое, объемное, а главное сугубо личное. Исключительность морали заключается в том, что её невозможно чётко обосновать. Для каждого отдельного индивида и времени, в котором он живёт, есть своё понятие морали и нравственности.

Таким образом, известный немецкий философ А.Шопенгауэр затрагивает в своё высказывании несомненно важную проблему: проблему исключительности морали.

У мыслителя не вызывает сомнения то, что распространять, рассказывать о моральном довольно просто, а вот доказать, утвердить, пояснить на собственном примере практически невозможно.

Итак, для начала определимся с формулировкой данного понятия. Под словом мораль понимают форму общественного сознания, состоящую из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Но почему же так сложно обосновать мораль, как это утверждает известный мыслитель?

Чтобы ответить на данный вопрос следует сравнить её с другим регулятором человеческих отношений - правом.

Мораль, как и право, выступает мерой свободы в обществе и нормативна. Но моральные предписания не всегда имеют четко фиксированный характер. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарантом исполнения является совесть человека, общественное мнение, общественная оценка поведения. В таком случае у человека всегда есть право выбора.

В настоящее время во многих странах, например, матери могут оставить собственного ребенка в детском доме или же написать отказ от него в роддоме. С точки зрения закона правонарушения и преступления в этом нет. А с точки зрения морали? Неудивительно, что такую женщину общественность немедленно осудит, и примет её за безнравственного человека. Но если эта женщина не в состоянии обеспечить собственного ребенка? Или же она смертельно больна, а близких родственников у неё нет? В таком случае она приняла правильно решение и тем самым спасла ребенку жизнь. Сколько вопросов, а ответы у каждого из нас будут разные…

Мораль регулируется не только за счёт самоконтроля, как правило, важным регулятором морального и аморального выступает общество. Именно оно следит, анализирует и дает собственную оценку поступкам человека.

Например, обратимся к истории, и вспомним войны 1812 года, а именно решение Кутузова сдать французам Москву. Это решение было встречено неоднозначно. С одной стороны, Москва была полностью разрушена, сожжена, а людям пришлось бежать из города. И это заведомо обрекало их на смерть. Но именно благодаря этому поступку великий полководец спас страну, как он и говорил: «Проиграть сражение - чтобы выиграть войну». Тем не менее многие в то время не поняли блестящего плана Кутузова, и посчитали, что он попросту решил сдаться.

В этом и заключается сложность и порой невозможность объяснить, что представляется моралью, а что нет. В этом своде правил и ценностей, на мой взгляд, слишком много исключений и оговорок. Поэтому прежде чем судить о поступке человека с позиции морали, нужно разобраться в причинах.