Материал для подготовки к огэ по географии. Шпаргалка по географии

я, , а, , а, , , , (Китай), , (Корея), Абхазия, я,

по морю - и

3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс . Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. Природные святыни России

7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

8.Вопросы по графикам.

Определить по графику, таблице необходимую величину.

9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Площадь

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте.

В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

11. Вопрос по синоптической карте .

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

12. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

13. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

14. Определить координаты .

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 40 0 с.ш.; 80 0 в.д.

Широта : северная и южная Долгота : западная и восточная

с.ш.

з.д. в.д.

ю.ш

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

8 - х% 20

Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

Определить температуру на вершине горы.

Определить соленость (Измеряется в промилле % 0, если соленость 15% 0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения .

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам.

Города миллионеры России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

4 см х 100 = 400 м

19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

С

З В

20. Определить какой из участков подходит для:

Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

Футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

Фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

21. Определить какой профиль подходит

По высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»

24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке .

26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

29. - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки .

Атлас 8 класс . Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией : Норвеги я, Финлянди я, Эстония , Латви я, Литва , Польш а, Белоруссия , Украин а, Грузия , Азербайджан , Казахстан , КНР (Китай), Монголией , КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осети я,

по морю -Япония и США

3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс . Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. Природные святыни России

7. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

8.Вопросы по графикам. Определить по графику, таблице необходимую величину.

9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте. В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

11. Вопрос по синоптической карте .

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

12. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

13. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

14. Определить координаты .

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 40 0 с.ш.; 80 0 в.д.

Широта : северная и южная Долгота : западная и восточная

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

Определить температуру на вершине горы.

Определить соленость (Измеряется в промилле % 0, если соленость 15% 0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения .

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам.

Города миллионеры России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например 100 м)

4 см х 100 = 400 м

19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

20. Определить какой из участков подходит для:

Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

Футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

Фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)

21. Определить какой профиль подходит

По высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование»

24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке .

26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

29. - В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим.

Чем ближе к югу – тем угол падения солнечных лучей будет наибольшим

- Выше всего над горизонтом

В день летнего солнцестояния Солнце в зените над северным тропиком. В день зимнего солнцестояния Солнце в зените над южным тропиком

Повторение к ОГЭ по географии 2

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Повторение к ОГЭ по географии 2
Рубрика (тематическая категория) География

1. Часто в заданиях дается синоптическая карта и по ней нужно определить какой город расположен в циклоне, антициклоне, теплом или холодном фронте.

Запомним, циклон - ϶ᴛᴏ атмосферный вихрь с низким давлением в центре (Н), он длится около недели, летом это дожди, просто теплая, а не жаркая погода; зимой оттепель, слякоть; антициклон – атмосферный вихрь с высоким давлением в центре (В), летом – жаркая, без осадков погода, зимой ясная, морозная без осадков. Атмосферный фронт – переходная зона между циклоном и антициклоном, обозначается кривой линией с полуокружностями (теплый) или треугольниками на ней (холодный). Теплый фронт несет потепление, идет от циклона в сторону антициклона, а холодный несет похолодание, идет от антициклона к циклону (обычно). Фронты имеют переменчивую погоду с осадками. Анализируя синоптическую карту нужно обращать еще внимание на ветры, обозначаемые стрелками и их направление.

Задание: в каком вихре находится Москва? Какой фронт идет в Турцию?

2. Запомните определœения:

погода - ϶ᴛᴏ состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте;

климат – ежегодно повторяющиеся типы погоды, характерные для данной местности. Климатический пояс – территория (географическая зона) с одинаковыми показателями температур и выпадением осадков по сезонам года.

Внутри климатических поясов (длинных) могут выделятся климатические зоны, которые чуть отличаются температурой и достаточно сильно осадками, к примеру: морского типа, континœентального типа, резко-континœентального типа, муссонного типа, пустынного типа и т.д.

Климатические пояса сменяются от экватора зеркально , имеют кривые границы, т.к попадают то на омываемые морем территории, то далекие от морей без осадкой, то на равнинные, то на горные участки.

Ниже перечислена смена поясов от северного полюса до южного, нужно запомнить в том и обратном порядке.

· Арктический

· Субарктический

· Умеренный

· Субтропический

· Тропический

· Субэкваториальный

· Экваториальный

· Субэкваториальный

· Тропический

· Субтропический

· Умеренный

· Субантарктический

·
Антарктический

Всего поясов 13, семь – основные (имеют свои воздушные массы), шесть – с приставкой ʼʼсубʼʼ - переходные, туда массы приходят по сезонам года: нашим летом приходят с южных поясов, наше зимой спускаются с севера.

Воздушные массы – большие объёмы воздуха, характеризующиеся температурой, осадками, запыленностью. Выделяют морские и континœентальные массы. А географически: экваториальные (круглый год жаркие и влажные), тропические (круглый год жаркие и сухие), умеренные (на 4 сезона года) и полярные (холодные и незапыленные круглый год). Других не бывает.

Задание: определите в каких поясах расположены Пекин, Кейптаун, Вашингтон, Анадырь, Париж, Каир, Мехико.

Задание: составьте таблицу характеристик поясов (что поможет вам с климатограммами): пояс, где находится, лето, зима, количество осадков, режим выпадения.

Часто в заданиях ОГЭ дают климатограммы (диаграммы осадков и температуры) с указанием определить их место. Для этого посмотрите на ход температуры, есть ли отрицательные, когда осадки выпадают больше, примерьте их на разные точки, затем выберите.

Выучите (часто путают дети): в климатограмме экваториального пояса всœегда только положительные температуры +25+28°, осадков 1500-3000мм, выпадают равномерно в году. В субэкваториальном поясе температуры почти такие же, но осадки бывают ЛЕТОМ, в нашем полушарии нашим летом, в южном полушарии нашей зимой; в тропическом всœегда жарко, но лето жарче, осадков очень-очень мало; в субтропическом лето жаркое сухое, зима теплая, часто и без мороза, осадки выпадают зимой; в умеренном поясе хорошо видно морозы зимой, теплое лето, осадки больше весной-летом-осœенью; в субрактическом прохладное короткое лето, морозная зима, осадки летом и немного.

Россия расположена в следующих базовых поясах: арктический, субарктический, умеренный (умеренно-континœентальный, континœентальный, резко континœентальный, муссонный тип), и на самом краешке в Краснодарском крае совсœем чуть-чуть субтропический средиземноморского типа.

Умеренный пояс так длинœен в России, что в нем выделœены 4 области (типы климата). Умеренно-континœентальный – полностью наша погода, в континœентальном холоднее зима, меньше осадков, в резко континœентальном летом жарко, зимой очень холодно, осадков еще меньше, в муссонном лето с летним муссоном с океана, мокрое, зимой с зимним муссоном с суши, снежная, холодная, ветреная. Самый холодный пояс России – субарктический.

Задание: определите названия климатических поясов; чем отличается климат Москвы от других представленных здесь городов?

Повторение к ОГЭ по географии 2 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Повторение к ОГЭ по географии 2" 2017, 2018.

Решение расчетных задач по географии.

к ЕГЭ и географическим олимпиадам.

Выполнила: ,

учитель географии и экологии

Шаранский район РБ»

Шаран – 2009

Расчетные задачи по географии.

Для формирования опыта творческой развивающей деятельности учащихся на моих уроках географии определенную роль играет метод решения расчетных задач. Большая часть предлагаемых мною задач относится к различным разделам школьного курса физической, социальной и экономической географии . При подготовки данного материала была предпринята попытка собрать ряд наиболее типичных задач по географии, составленных группой преподавателей БГУ в помощь для поступающих на географический факультет , авторами школьных учебников и составителями заданий ЕГЭ. Наиболее эффективно их применение в классах с достаточно высокой математической подготовкой школьников. Более сложные из них я ввожу на факультативных занятиях и в качестве подготовки к географическим олимпиадам, а в последние два года – при подготовке учащихся к ЕГЭ для поступления в ВУЗы.

Задачи для учащихся IX XI классов.

Демографические задачи.

Самый первый показатель, с которого начинается анализ численности населения страны или планеты и динамики ее изменения, - абсолютная численность населения.

Абсолютная численность населения – величина непостоянная. Но для того, чтобы представлять картину изменения динамики численности населения, характер процессов воспроизводства населения, иметь возможность сравнивать демографические процессы в различных странах и регионах, определять тип воспроизводства населения, необходимо знать величины, характеризующие естественный процесс воспроизводства населения, пересчитать на 1000 человек населения страны:

Коэффициент рождаемости Кр - число родившихся на 1000 жителей страны,

Коэффициент смертности Кс – число умерших на 1000 жителей страны,

Коэффициент естественного прироста Кеп, Кр - Кс = Кеп ‰

(‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)

Необходимо знать и показатели миграционных процессов, т. к. миграция может приводить как к росту численности населения, так и к его убыли в зависимости от того, какой из процессов миграции преобладает – иммиграция или эмиграция. Миграционный прирост населения, или сальдо миграции (СМ) – это баланс между иммиграцией (абсолютным числом въехавших в страну за год – И) и эмиграцией (абсолютным числом выехавших из страны – Э):

СМ = И – Э

Сальдо миграции, как и естественный прирост, может быть положительное (И >Э, преобладает иммиграция) или отрицательное (И<Э, преобладает эмиграция).

Зная все указанные компоненты динамики населения, можно записать уравнение демографического баланса:

АП = ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ (МП) = (Р – С) + (И – Э)

АП – абсолютный прирост населения

Чтобы выполнить демографические расчеты, надо знать следующие формулы:

Определение демографических коэффициентов: Определение сальдо миграции:

(‰ – знак 1/1000 числа, или промилле)

Кр = Р/ЧН · 1000 (‰) СМ = И – Э

Кс = С/ЧН · 1000 (‰) И – иммиграция

Кеп = ЕП/ЧН · 1000 (‰) Э – эмиграция

ЕП = Р – С

Определение численности населения и абсолютного прироста населения:

ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ

ЧН2 – ЧН1 = ЕП + СМ

АП = ЕП + СМ – абсолютный прирост населения

Задачи на определение численности населения страны (без учета миграционных процессов), рождаемости, смертности, естественного прироста.

Задача 1. Вычислите, на сколько изменится численность населения в стране за год в результате естественного прироста, если на начало года она составила 136 млн. чел., а естественный прирост населения составил 5,6‰.

Определим величину естественного прироста населения:

ЕП = К ЕП ×ЧН / 1000

ЕП = 5,6 ‰ ×136 млн. чел./1000чел. = 761 600чел.

Ответ: численность населения в стране за год увеличится на

761 600чел.

Задача 2. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 500тыс. чел., в течение года умерло 12 тыс. чел, а рождаемость составила 10‰.

Определим число родившихся людей за год, а затем - естественный прирост:

Р = К Р × ЧН / 1000

Р = 10 ‰ ×500 тыс. чел./1 000чел.= 5 000чел.

ЕП = Р – С

ЕП = 5 000чел. – 12 000чел. = - 7 000чел.(естественная убыль)

Ответ: численность населения уменьшится на 7 000 человек.

Задача 3. Как изменится за год численность населения города, если в начале года в нем проживало 3500тыс. чел., рождаемость составила 10‰, а смертность – 8‰ ?

Определим К ЕП , а затем – величину естественного прироста населения:

К ЕП =10‰ – 8‰ = 2‰

ЕП = К ЕП ×ЧН / 1000

ЕП = 2‰×3 500 тыс. чел./1000чел. =7 000 чел.

Ответ: численность населения увеличится на 7 000 человек.

Задача 4. Определите средние абсолютные величины рождаемости и естественного прирост населения Бразилии в 2000г., если коэффициент рождаемости составлял 18,8‰, коэффициент смертности – 9,4‰ (численность населения страны – 172 860 тыс. чел.).

Определим по формулам абсолютные показатели рождаемости и смертности:

Р = 18,8‰ ×172 860 тыс. чел. / 1000 чел. = 3 250тыс. чел.

С = 9,4‰ × 172 860 тыс. чел. / 1000 чел. =1 625тыс. чел.

Ответ: родилось 3,25млн. чеовек, умерло 1,62млн. человек.

Задача 5. Определить средние абсолютные величины рождаемости и естественного прироста населения Австрии в 2000г., если коэффициент рождаемости составлял 9,9‰, коэффициент смертности 9,9‰ (численность населения страны 8 131 тыс. чел.).

Определим число родившихся:

Р = 9,9‰ ×8 131 тыс. чел. / 1000 = 804 969чел.

Определим показатели естественного прироста:

ЕП = Р – С = 9,9‰ - 9,9‰ = 0

Ответ: родилось 804 969чел., естественного прироста нет – он равен

нулю.

Задача 6. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18 500 человек, умерло 13 200, а численность населения составляла 1 596 тыс. человек.

Определим К ЕП :

К ЕП = ЕП / ЧН ×1000

К ЕП = (18 500 – 13 200):1 596 000×1000 = 3,3‰

Ответ: величина годового естественного прироста населения в

промилле составила 3,3‰.

Задача 7. Определите коэффициент смертности в стране, если в течение года там родилось 760 человек, а естественный прирост составил 4,2‰, а численность населения была 52 730 человек.

Определим К Р по формуле К Р =Р / ЧН ×1000

К Р =760: 52 730 ×1000 = 14,4‰

Вычислим К С = К Р - К ЕП

К С = 14,4 – 4,2 = 10,2‰

Ответ: Коэффициент смертности в стране составил 10,2‰.

Задача 8. Определите численность населения в стране на конец года, если на начало года она составила 10 480 тыс. человек. За год в стране родилось 112 тыс. человек, а смертность составила 9,1‰.

Определим величину умерших людей за год, а затем естественный прирост:

С = 9,1 × 10480тыс. чел / 1000чел.= 95368 чел.

ЕП = 112 000чел. – 95 368чел. = 16 632чел.

Вычислим ЧН 2 :

ЧН 2 = 10 480тыс. чел. + 16 632 чел. =10 496 632чел.

Ответ: численность населения в стране на конец года составила

10 496 632 человека.

Задача9. Какой город России обладает наибольшими трудовыми ресурсами?

Решение:

Определим для каждого города общую численность мужчин и женщин трудоспособного возраста, а затем – их долю от общей численности населения страны:

А: 2,1 + 2,0 = 4,1 тыс. чел. 4,1 тыс. : 10,0 тыс.×100% = 41%

Б: 2,3 + 2,4 = 4,7 тыс. чел. 4,7 тыс. : 9,0 тыс.×100% = 52%

В: 2,5 + 1,5 = 4,0 тыс. чел. 4,0 тыс. : 9,5 тыс.×100% = 42%

Г: 3,0 + 3, 0 = 6,0 тыс. чел. 6,0 тыс. : 11,0 тыс.×100% = 55%

Ответ: наибольшими трудовыми ресурсами обладает город Г , т. к.

55% населения города трудоспособного возраста.

Демографические задачи с учетом миграционных процессов.

Задача 1. Рассчитайте сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн. человек, в конце года – 11,5 млн. человек, а естественный прирост за год составил 250 тыс. человек.

Определим абсолютный прирост населения:

ЧН 2 – ЧН 1 = 11,5млн. чел. – 10 млн. чел. = 1,5млн. чел.

СМ = 1,5млн. чел. – 0,250млн. чел. = 1,250млн. чел.

Ответ: СМ = 1млн.250тыс. чел.

Задача 2. Определите величину годового естественного прироста населения, если в начале года в стране проживали 6 млн. человек, в конце года – 6,2млн. человек, а миграционная убыль составила 40 тыс. человек.

ЧН 2 – ЧН 1 = 6,2млн. чел. – 6,0млн. чел. = 0,2млн. чел. = 200тыс. чел.

ЕП = 200тыс. чел + 40тыс. чел. = 240тыс. чел.

Ответ: ЕП = 240тыс. чел.

Задача 3. Найдите годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7млн. чел., в конце года – 8,5млн. чел., а естественный прирост населения за год составил 26‰.

Определим величину абсолютного прироста населения:

ЧН 2 – ЧН 1= 8,5млн. чел. – 7,0млн. чел. = 1,5млн. чел.

Выполним обратный перерасчет от К еп к абсолютному показателю естественного прироста:

ЕП = К еп · ЧН / 1000

ЕП = 26‰ · 7млн. чел./ 1000 = 182тыс. чел

СМ = 1,5млн. чел. – 0,182млн. чел. = 1млн.318тыс. чел

Ответ: СМ = 1млн.318тыс. чел.

Задача 4. Рассчитайте, как изменится численность населения в городе, если за год рождаемость составила 600 человек, смертность 800 человек, количество выбывших – 1200 человек, количество прибывших – 700.

Определим ЕП и МП:

ЕП = 600 – 800 = -200 чел. (естественная убыль)

МП = 700 – 1200 = - 500 чел.(миграционная убыль)

Определим величину абсолютной убыли:

(-200) + (-500) = -700 чел.

Ответ: численность населения в городе уменьшится на 700 человек.

Задача 5. Определите численность населения города на конец года, если в начале года в нем проживало 50 000 человек, естественный прирост за год составил 20‰, а сальдо миграции +2 800 человек.

Определим величину абсолютного показателя естественного

прироста:

ЕП = К еп · ЧН / 1000

ЕП = 20‰ ×50 000чел / 1000 = 1000 чел.

ЧН 2 = 50 000 + 1000 + 2 800 = 53 800(чел.)

Ответ: численность населения города на конец года 53 800 человек.

Задача 6. Определить абсолютную величину прироста населения Германии в 2000г.(численность населения – 82797 тыс. чел.), если коэффициент рождаемости был равен 9,3‰, коэффициент смертности 10,5‰, а численность внешних мигрантов в расчете на 1000 человек населения равна 4.

ЕП = (9,3 – 10,5) ×82 797тыс./1000 = - 99 356(чел.)- естественная убыль

Определим величину миграционного прироста

МП = 4 × 82 797тыс./1000 = 33 118 (чел.)- миграционный прирост

Вычислим абсолютный прирост населения Германии:

АП = ЕП + МП

АП = (-99 356)+ (+331 118) = 231 832(чел.)

Ответ: численность населения Германии (несмотря на естественную убыль) возросла на 231 832 человека за счет притока в страну иммигрантов.

Задача 7. Определить абсолютную величину прироста населения Ирана в 2000г. (ЧН = 65620тыс. чел.), если коэффициент рождаемости был равен 18,3‰, коэффициент смертности 5,5, а численность внешних мигрантов в расчете на 1000 чел. населения равна -4,5.

Определим величину естественного прироста:

ЕП = (18,3 – 5,5) × 65 620 тыс./1000 = 839 936 (чел.)

МП = (-4,5) × 65 620 тыс./1000 = - 295 290 (чел.) – миграционная убыль

Определим величину абсолютного прироста населения:

АП = ЕП + МП

АП = 839 936 – 295 290 = 544 646 (чел.)

Ответ: численность в Иране возросла на 544 646 человек (положительный прирост обеспечивает высокий естественный прирост населения, несмотря

на значительную эмиграцию).

Задача 8. Определить величину естественного прироста населения России в 2000г., если за год население страны уменьшилось на 893 тыс. человек, а численность внешних мигрантов в расчете на 1000 чел. населения была равна 1,35 (ЧН на начало года была 145,5 млн. чел.).

Определим величину миграционного прироста:

МП = 1,35 × (145,5 млн./1000) = 196 425 (чел.)

АП = - 893 000 чел. (по условию)

Определим естественный прирост населения:

ЕП = АП – МП

ЕП = (-893 000) – (+196 425) = - 1 089 425 (чел.)

Ответ: ЕП отрицательный. Естественная убыль населения составила

1 089 425 человек.

Задача 9. Численность населения РБ на начало 1998г. составила 4 104 тыс. человек. Коэффициенты естественного и механического прироста за 1997г. составили соответственно -1,3‰ и 11,2 ‰. Определить абсолютный прирост населения РБ за 1997г.

Определим величину абсолютного прироста населения:

АП = ЕП + МП

К АП = (-1,3) + 11,2 = 9,9(‰ )

АП = 9.9 ×4 104тыс./1000 =40 630(чел.)

Ответ: численность населения РБ увеличилась на 40 630 человек за счет притока населения, несмотря на естественную убыль.

Залача 10. Докажите, верно ли утверждение, что в РФ ежедневно рождается до 80 детей по следующим данным: ЧН = 147 млн. чел.

Р = 9‰ С = 15‰

Определим число родившихся людей в стране:

Р = 9 × 147млн./1000 = 1 323 000(человек рождается в год)

Определим, сколько рождается людей в день:

1 323 000 чел. : 365 дней = 3 625чел. в день

Ответ: утверждение, что в РФ ежедневно рождается до 80 детей неверно. Их рождается 3 625 в день.

Расчетные задания с «лишними» данными:

Задача 1. Численность населения Великобритании на 01.01.94 была 58 млн. человек. Площадь – 244тыс. кв. км. За 1994-1997гг. естественная убыль составила 245 тыс. человек, рождаемость в среднем за год 13,2‰ . Внешняя миграция составила 890 тыс. человек, из них эмигрировало 220 тыс. человек. Внутренняя миграция – 73 тыс. человек. Определите численность населения Великобритании в 1997г.

Определим миграционный прирост населения или сальдо миграции за данный период:

890 тыс. – 220тыс. = 670тыс. – иммигрировало

СМ = И – Э

СМ = 670 тыс. – 220 тыс. = 450 тыс. (чел.)

Определим ЧН Великобритании в 1997г.:

ЧН 2 =ЧН 1 +ЕП+СМ
ЧН
2 = 58млн. – 245тыс. + 450тыс. = 58 205тыс.(чел.)

Ответ: ЧН = 58 205тыс. чел. – увеличилась за счет иммигрантов, несмотря на естественную убыль населения («лишние» данные – площадь страны, показатели внутренней миграции).

Задача 2. Численность населения Албании на 01.01.92г. была 3 189 тыс. человек. Площадь – 28,7 тыс. кв. км. За 1992-1997гг. естественный прирост составил 431тыс. человек. Внешняя миграция составила 480 тыс. человек, из них эмигрировало 320 тыс. человек. Внутренняя миграция – 730 тыс. человек. Рассчитать плотность населения Албании за 1997г.

Сначала определим число иммигрировавших:

480 тыс. – 320 тыс. = 160 тыс.(чел. – иммигрировало)

Теперь можем вычислить сальдо миграции:

СМ = И – Э

СМ = 160 тыс. – 320 тыс. = - 160 тыс.(чел.)

Определим ЧН Албании в 1997г.:

ЧН = 3 189 тыс. + 431 тыс. – 160 тыс. = 3 460 тыс.(чел.)

Вычислим плотность населения:

Р = ЧН / S

Р = 3 460 тыс. чел. / 28,7 тыс. кв. км = 120,5 чел/кв. км

Ответ: плотность населения Албании 120,5 чел/кв. км («лишние» данные – показатели внутренней миграции).

Задачи по теме «ТЭК».

1. Металлургический комбинат имеет годовую мощность 200 тыс. т чугуна. Определите, какими должны быть разведанные запасы месторождения железной руды, чтобы обеспечить работу этого комбината в течение ближайших 30 лет при следующих условиях:

А) при добыче и обогащении теряется 25% руды

Решение:

1) определим, сколько тонн руды в год необходимо для работы комбината:

200 тыс. т – 40%

? - 125% (100% + 25%)

х = 200 тыс. т × 125% / 40% = 625тыс. т – руды необходимо комбинату в год, учитывая вышеуказанные условия

2) определим, какими должны быть разведанные запасы руды, чтобы

обеспечить работу комбината в течение 30 лет:

625 тыс. т × 30 = 18 750 тыс. т или около 20,0 млн. т

Ответ: 20, млн. т

2. Оскольский металлургический комбинат имеет мощность 3,5 млн. т стали. Какое количество железной руды (с содержанием железа 40%) приходится завозить на комбинат?

Решение:

3,5 млн. т – 40%

? - 100%

х = 3,5 млн. т ×100% / 40% = 8,75 млн. т – руды приходится завозить на комбинат

Ответ: 8,75 млн. т

3. Определите, какое количество условного топлива позволяет сэкономить за год Ленинградская АЭС мощностью 4 млн. кВт при удельном расходе топлива на 1 кВт۰ч в 320 г у. т. Стоимость топлива 2 руб. за 1 кг у. т. Время работы электростанции за год 6 800 часов.

Решение:

1)определим, сколько электроэнергии станция выработает за 1 год по формуле

А = N × t (где N – мощность станции, t – время работы станции, А – работа

станции за год) :

А = 4 млн. кВт × 6 800 ч = 27 200 млн. кВт ۰ч – электроэнергии

2) вычислим, какое количество у. т. позволит сэкономить АЭС:

27 200 млн. кВт ۰ч -- ? т у. т.

1 кВт ۰ч – 0,000320 т у. т.

х = 27 200 млн. т кВт ۰ч × 0,000320 т у. т./ 1 кВт ۰ч = 8,7млн. т у. т.

Ответ: 8,7 млн. т у. т.

4. Определите, какое количество условного топлива потреблено в районе по следующим данным: использовано 5 млн. т каменного угля с теплотворностью 4 200 ккал/кг, мазута 3 млн. т с теплотворностью 7 700 ккал/кг, бурого угля 2 млн. т с теплотворностью 2 800 ккал/кг.

Решение:

1)определим коэффициенты теплотворности каждого вида топлива (выразив

его через теплотворность каменного угля), учитывая, что 1 кг у. т. = 1 кг

каменного угля, при сжигании которого выделяется 7 000 ккал/кг тепла:

К кам. Угля = 4200: 7 000 = 0,6

К мазута = 7 700: 7 000 = 1,1

К бурого угля = 2 800: 7 000 = 0,4

2)теперь можем определить, какое количество условного топлива потреблено в

районе:

(5 млн. т × 0,6) + (3 млн. т ×1,1) + (2 млн. т × 0,4) = 3 млн. т + 3,3 млн. т +

+0,8 млн. т = 7,1 млн. т (у. т.)

Ответ: 7,1 млн. т у. т.

5. Определите суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов

в РФ за 1996г. по следующим данным:

Решение:

1)Различные виды топлива переведем в условное топливо, теплота сгорания 1 кг которого равна 7 000 ккал. При пересчете в условное топливо применим тепловые коэффициенты, на которые умножается количество пересчитываемого вида топлива.

К нефти = 9 800: 7 000 = 1,4 259 млн. т ×1,4 = 363 млн. т у. т.

К природного газа = 8 400: 7 000 = 1,2 443 млн. т ×1,2 = 532 млн. т у. т.

К угля = 5 600: 7 000 = 0,8 166 млн. т ×0,8 = 133 млн. т

2)Электроэнергия, вырабатываемая на электростанциях, пересчитывается в условное топливо так:

на ГЭС на АЭС

1 кВт ۰ч - 0,000 333 т у. т. 1 кВт ۰ч - 0,000 333 т у. т.

155млрд. кВт ۰ч - ? 109 млрд. кВт ۰ч - ?

х= 155 млрд. × 0,000333: 1 = х = 109 млрд. × 0,000333: 1 =

= 52 млн. т у. т. = 36 млн. т у. т.

3)сложим все виды топлива (в пересчете в условное):

363 + 532 + 133 + 52 + 36 = 1 116 (млн. т у. т.)

Ответ : страна за 1996 год потребила 1 116 млн. т у. т.

6. В экономическом районе за год потребляется следующее количество различных видов топлива (см. таблицу). Имеется АЭС мощностью 2,0 млн. кВт. Определите суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов в у. т. При расчетах принять расход у. т. при производстве

1 кВт۰ч электроэнергии равным 400г, время работы электростанции 6 300 часов.

Решение:

1)как и в предыдущей задаче вычислим тепловые коэффициенты разных видов топлива и умножим их на количество пересчитываемого топлива:

К мазута = 7 700: 7 000 = 1,1 10,0 млн. т ×1,1 = 11,0 млн. т у. т.

К кам. угля = 6 300: 7 000 = 0,9 15,0 млн. т × 0,9 = 13,5 млн. т у. т.

К бур. угля = 3 500: 7 000 = 0,5 5,0 млн. т × 0,5 = 2,5 млн. т у. т.

2)определим, какое количество электроэнергии вырабатывает за год АЭС по формуле А = N ۰ t :

А = 2,0 млн. кВт× 6 300 ч = 12 600 млн. кВт ۰ч

3)пересчитаем в условное топливо вырабатываемую на АЭС электроэнергию:

1 кВт ۰ч - 0,000 400 т у. т.

12 600 млн. кВт ۰ч - ?

х = 12 600 млн. кВт ۰ч ×0,000 400 т у. т./ кВт ۰ч = 5 млн. т у. т.

4)определим суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов в у. т.

11,0 + 13,5 + 2,5 + 5,0 = 32 (млн. т у. т.)

Ответ: 32 млн. т у. т.

7. Какой мощности должна быть ТЭС, заменившая Чернобыльскую АЭС, если ее мощность – 3 млн. кВт, а время работы ее в течение года составила 7 000 ч, а время работы ТЭС – 6 000 ч. Удельный расход топлива на 1 кВт۰ч электроэнергии – 333г.

Решение:

1)вычислим, какое количество электроэнергии вырабатывала Чернобыльская АЭС по формуле А = N × t (где N – мощность станции, t – время работы станции, А – работа станции за год):

А = 3 млн. кВт × 7 000 ч = 21 000 млн. кВт ۰ч – электроэнергии

2)теперь можем определить мощность ТЭС:

N = A : t

N = 21 000 млн. кВт ۰ч: 6 000 ч = 3,5 млн. кВт

Ответ: ТЭС должна быть мощностью 3,5 млн. кВт

Задачи для учащихся VIII класса.

Задачи на определение поясного времени.

Что нужно знать при решении этих задач?

۰ Россия находится в десяти часовых поясах (11-ый и 12- ый часовые пояса

объединены в один).

۰ Россия до сих пор «живет» по декретному времени, которое было введено в

1930 г . Поясное время было переведено на 1 час вперед. Поэтому, при

определении времени зарубежных населенных пунктов относительно

российских, необходимо учитывать этот час.

۰Некоторые территории России принимают время не своего часового пояса.

۰Пересекая условную линию перемены дат – 180 –ый меридиан на восток,

попадаешь как бы во вчерашний день (одни сутки считать два раза), а – на

запад – в завтрашний день (одни сутки пропускаются).

1. В нашей стране раньше всего Новый год наступает на Чукотке. Сколько раз в нашей стране можно встречать Новый год?

Ответ: 10 раз, т. к. Россия находится в 10-ти ч. п. (со 2-го по 11 –ый)

2. Как надо перевести стрелки часов при перелете из Москвы во Владивосток?

Ответ: вперед

3. Города Москва, Хартум (Египет) и Претория (ЮАР) располагаются в одном (втором) часовом поясе. Означает ли это, что их жители живут по одинаковому времени?

Ответ: так утверждать нельзя.

4. Одинаковой ли длительности день (светлое время суток) в Москве и Санкт-Петербурге в одно и то же число – 22 июня .

Ответ: длительность дня зависит от географической широты, поэтому она будет разной в данных городах, а время - одинаковое, т. к.- они во 2-м часовом поясе.

5. Время в каждом часовом поясе отличается от соседнего на 1 час. Какова разница во времени между Москвой и Новосибирском?

Ответ: 3 часа, т. к. Москва – во 2-м час. поясе, а Новосибирск – в 5-м.

6. В каком из морей, омывающих берега нашей страны, и в каком направлении плыл корабль, если капитана два дня подряд поздравляли с днем рождения?

Ответ: плыл на восток по Чукотскому или Беринговому морям и пересекая линию перемены дат - 180-ый меридиан, попал во вчерашний день

7. Теплоход, отплывший из Владивостока в субботу 24 мая, прибыл в Сан-Франциско (США) ровно через 15 суток. Какого числа, в какой месяц и день недели он прибыл в Сан-Франциско?

Ответ: 7 июня в субботу.

8. Который час в Магадане по местному времени, если на линии Гринвичского меридиана 12-00?

Ответ: 23 часа (Магадан в 10-м часовом поясе, поэтому

9. Житель Аляски прилетел на Чукотку. На сколько часов ему надо перевести стрелки?

Ответ: на 1 сутки вперед.

10. На нулевом меридиане полдень, а на корабле 17-00. В каком океане плывет корабль?

Ответ: в Северном Ледовитом океане или Индийском.

11. Определите, сколько времени будет в Якутске, если в Москве 2-00; в Новосибирске, если в Магадане 21-00?

Ответ: в Якутске 8 ч (Москва – во 2 ч. п., Якутск – в 8 ч. п.)

8 – 2 = 6ч – разница во времени

2 + 6 = 8 ч

В Новосибирске 16ч (Новосибирск – в 5ч. п., Магадан – в 10 ч. п.)

10 – 5 = 5ч – разница во времени

21- 5 = 16ч

12. Вы вылетаете из Хабаровска в 7-00. В какое время вы будете в Москве,

если полет продолжится 7 часов?

Ответ: в Москву прилетите в7 ч (Хабаровск – в 9 ч. п., разница во времени с Москвой 7 ч)

7 – 7 + 7 = 7 ч

13. Если в Лондоне 12-00, который час по поясному времени в Москве и

Владивостоке?

Ответ: в Москве 15 ч (Лондон – в 0 ч. п., Москва – во 2 ч. п.,

во Владивостоке 22 ч (Владивосток – в 9 ч. п.)

12 + 9 + 1 = 22 ч

14. В Сиднее (151˚ в. д. и 33˚ ю. ш.) 4 часа дня. Вычислить местное время в г. Чикаго (89˚ з. д. и 42˚ с. ш.).˚ Эту задачу можно решить и без карты часовых поясов.

Решение:

1)вычислим разницу долготы и рассчитаем количество часовых поясов, разделяющих эти города:

151˚ + 89 ˚ = 240˚

240˚ : 15˚ = 16 ч. п. или 16 часов

2)определим время в г. Ч икаго

(в Сиднее 4 часа дня или 16 часов; Чикаго расположен относительно него восточнее)

16 + 16 = 24 + 8 = 8 часов утра

Ответ: в Чикаго 8 ч утра

Задачи для учащихся VI VIII классов.

Задачи на разные темы.

1.Туристы 3 часа шли по азимуту 42˚ и еще 5 часов по азимуту 315˚. По каким азимутам они будут возвращаться?

Ответ: 222˚ и 135˚

2. Определить именованный масштаб, если расстояние на местности 135 км соответствует 9 см на карте.

Решение:

135км: 9см = 15км

Ответ: в 1см - 15 км

3. Замеры атмосферного давления в одно и тоже время показали у здания Башкирского университета 742 мм рт. ст, а у автодорожного моста – 758 мм рт. ст. Определите, на какой высоте от уровня моря расположен БГУ?

Решение:

1)определим разницу в атм. давлении между двумя объектами:

758 – 742 = 16 мм рт. ст

2)вычислим высоту, на которой расположен университет

(надо помнить, что с высотой на каждые 10,5 м атм. давление понижается на

1 ммрт. ст. )

1 мм рт. ст. - 10,5 м

16 мм рт. ст. - ?

х = 10,5 ×16: 1 = 168 м

Ответ: 168 м .

4. Определите годовой сток (водный) р. Енисей по следующим данным: ширина русла – 1000м, расход воды – до 20 000 куб. м/с, твердый сток – 0,5 т/с, скорость воды – 7 м/с, бассейн – до 3 млн. кв. км.

Решение:

Q = V × t (где Q – годовой сток реки, V – расход воды в секунду,

t – время – 1 год,

1 год = 365 суток ×24 ч ×60 мин × 60 с = 31 536 000 с

Q = 20 000 куб. м/с × 31 536 000 с = 630 720 000 000 куб. м/с = 630,7 куб. км

Ответ: 630,7 куб. км

5. Определите годовой сток (твердый) р. Енисей по следующим данным: ширина русла – 1000м, расход воды – до 20 000 куб. м/с, твердый сток – 0,5 т/с, скорость воды – 7 м/с, бассейн – до 3 млн. кв. км.

Решение:

(1 год = 31 536 000 с)

0,5 т /с ×31 536 000 с = 15 768 000 т = 15,8 млн. т

Ответ: 15,8 млн. т

6.Вычислить уклон реки Ангары, вытекающая из озера Байкал, если оно лежит на высоте 456 м над уровнем морем. Длина реки 1 826 км, абсолютная высота устья – 76 м.

Решение:

1)определим падение реки (П)

П = Н истока – Н устья

П = 456м – 76м = 380 м

2) определим уклон реки (У) в см/км

У = П: S (длину реки)

У = 38 000см: 1 826км = 20,8 см/км

Ответ: 20,8 см/км.

Шпаргалка по географии

при подготовке к ОГЭ 9 класс

Воспроизводство (естественное движение) населения - совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которая обеспечивает беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Или: воспроизводство населения - это процесс смены поколения в результате естественного (прироста) движения.

Основные демографические показатели

Абсолютные показатели:

естественный прирост - разница между количеством рождений и смертей ;

механический прирост - разница между количеством иммигрантов и эмигрантов.

Относительные:

коэффициент рождаемости - отношение общего числа рождений в стране за год к общей численности населения страны, измеряемой в тысячах (т.е. количество рождений на каждую тысячу жителей;

коэффициент смертности - отношение общего числа умерших в стране за год к численности населения страны, измеряемой в тысячах (т.е. количество умерших на каждую тысячу жителей);

коэффициент естественного прироста - разница между коэффициентом рождаемости и коэффициентом смертности.

Эти коэффициенты измеряются в промиллях (‰), но могут быть измерены в процентах (%), т.е. расчеты в этом случае ведутся на 100 жителей.

"Формула" воспроизводства - вид записи относительных демографических показателей: коэффициент рождаемости - коэффициент смертности = коэффициент естественного прироста.

Как найти среднюю солёность поверхностных вод в океане?

Средняя солёность поверхностных вод Средиземного моря составляет 38 промиллей . Определите, сколько граммов солей растворено в 2 литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.

Объяснение: в литре содержится 38 грамм

38*2= 76 грамм

Как определить, какая температура воздух наблюдается на вершине горы?

Определите, какая температура воздух наблюдается на вершине горы высотой 500 метров , если у подножья горы её значение составляет +10 градусов, известно, что температура воздуха изменяется на 0,6 градусов на каждые 100 метров.

Решение:

500:100=5

5*0,6=3

10-3= 7 градусов

Как определить долю городского населения в процентах ?

Определите долю городского населения (в процентах) в общей численности населения Нижегородской области, если известно, что численность её населения на 1 января 2012г. составляла 3297 тыс. человек , в том числе горожан- 2606 тыс. чел. Полученный результат округлите до целого. Ответ запишите в виде числа.

Решение:

Всего населения- 3297 тыс

Горожан - 2606 тыс

3297 ты с-100% 3297 * X -100%

2606 тыс - X X= 2606*100

3297

X = 79%

Антициклон (В) - высокое давление

Циклон (Н) - низкое давление

Пустыня -холодное течение

Землетрясение - молодая складчатость

Дожди -экваториальный пояс или субэкваториальный

Позже над горизонтом - западный город

Раньше над горизонтом - восточный город

По площади 1. Россия 2. Канада 3. Китай 4. США 5.Бразилия 6. Австралия 7. Индия 8.Аргентина 9.Казахстан 10.Судан

По населению 1.Китай 2.Индия 3.США 4.Индонезия 5.Бразилия 6. Пакистан 7. Нигерия 8. Бангладеш. 9.Россия. 10. Япония

Азотные удобрения ( природный газ - Щекино, Новомосковск, Дзержинск, Невинномысск, Великий Новгород, Россошь.

Коксовый газ - Липецк, Череповец, Кемерово.

Фосфорные - Воскресенск (месторож. Егорьевское - Моск.обл.), Уварово, Балаково, Пермь.

\\\ Каучук - Ярославль, Воронеж, Ефремов, Омск, Нижнекамск, Тольятти.\\\ Химические волокна - Барнаул, Клин, Серпухов, Тверь, Рязань, Красноярск, Самара, Курск.

Тракторостроение - Петрозаводск С-Петербург Владимир Чебоксары Липецк, Волгоград, Челябинск, Рубцовск (Алт.).

Автомобили - Москва «АЗЛК» «Москвич», Нижний Новгород «ГАЗ», Набережные Челны «КамАЗ», Ульяновск «УАЗ», Тольятти «ВАЗ», Сызрань «Рослада», Ижевск «Ижмаш», Серпухов «СеАЗ», Миасс «УралАЗ». Москва - «ЗиЛ»,

Троллейбус - Энгельс,

Автобус - Москва, Ликино «ЛиАЗ», Нижний Новгород «ГАЗ», Павлово «ПАЗ», Краснодар, Ульяновск, Курган.

По судостроению Р.Корея Япония Китай Германия Польша Италия Испания Тайвань Дания Нидерланды Финляндия

Морской торговый флот: Панама Либерия Мальта Багамские о-ва Греция Кипр Сингапур Норвегия Китай Япония

П-во алюминия С р-он: Кандалакша, Надвоицы. С-З р: Волхов.П-жье: Волгоград У: Краснотурьинск, Каменск-Уральский ЗапС: Новокузнецк В-С: Красноярск, Саяногорск, Братск, Шелихов

П-во меди С р-он: Мончегорск У: Красноуральск, Кировград, Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш, Кыштым В-С: Норильск.

М-рож ж/руд С р Оленегорск, Ковдор (Череповец)Ц-Ч Михайловское, Лебединское (Старый Оскол, Липецк) У Серовское, Качканарское,Кушлинское, Нижнетагильское. З С Таштагол, Темиртау, В-С Ирбинское, Краснокаменское, Коршуновское, Рудногорское (Новокузнецк)

Выплавка стали (полный цикл)Череповец Липецк (Старый Оскол электрометаллургический) Тула Магнитогорск Челябинск Ниж.Тагил Новотроицк Серов Новокузнецк.

Энергетическое машиностроение - С-Петербург Подольск Белгород Ростов Волгодонск Барнаул Бийск Хабаровск. Комбайны Омск Новосибирск Ростов Красноярск.

ГЭС Саяно-Шушенская Красноярская Братская Усть-Илимская Богучанская Волгоградская Волжская Бурейская Чебоксарская Саратовская Зейская Нижнекамская

АЭС Курская Балаковская (Саратов) Ленинградская Калининская (Тверь) Смоленская НВоронежская Кольская Ростовская Белоярская (Сверд.обл.) Дмитровградская (Ульян.обл) \ Билибинская - АТЭЦ (Чукотка)

Северный Ледовитый океан Г.Я. Седов, Ф. Нансен, И.Д. Папанин,

Африка: Д. Ливингстон, Васко да Гама, Е. П Ковалевский, А. В. Елисеев, Н.И. Вавилов (собирал культурные растения) В.В. Юнкер.

Океания: Н.Н. Миклухо-Маклай, Тур Хеердал.

Ю. Америка : Колумб, Америго Веспуччи, Александр Гумбольдт, Н.И Вавилов. Антарктида: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Рауль Амундсен (Норвегия), Роберт Скотт (Англия), Д. Кук.

Сев. Америка: Джон Кабот, Г. Гудзон, А. Макензи, Р. Амундсен. Западное побережье - В. Беринг, А. Чириков, Г.И. Шелихов (первое поселение).

Азия: П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.А. Обручев. Афанасий Никитин, Марко Поло.

Первое кругосветное плавание русских: Крузенштерн, Лисянский.

Северная экспедиция от Карского моря до Колымы: Х.П. и Д. Я. Лаптевы, В. и М. Прончищевы, С. Малыгин, Д. Овцын, С. И. Челюскин.

Чичагов В. Я. поиск Северного морского пути. Крашенинников С. П. изучение Камчатки. Миддендорф А. Ф. изучение многолетней мерзлоты. Невельский Г. И. - прошел Татарский пролив доказав, что Сахалин остров. Врангель Ф. П. - исследование северо-востока России. Докучаев В.В. - почвовед. Воейков А. И. - климатолог. Вилькицкий Б. А. - на судах «Таймыр» и «Вайгач» - северный морской путь Шмидт О.Ю - на ледоколе «Сибиряков» северный морской путь Папанин И.Д. - на льдине, станция «Северный полюс» Берг Л.С. - ученый-энциклопедист, районирование, глава Географического общества. Лепехин И. И. - ботаник, ботанический сад, изучал север и юго-восток Европы Кропоткин П. А. - Забайкалье, Прибайкалье, Приамурье учение о оледенении. Черский И. Д. - Саяны, Забайкалье, Прибайкалье, Колыму. Обручев В. А. - «Геология Сибири».

Животные растения Африка: шимпанзе, муха цеце, гепард, леопард, слон, гиена, горилла, какао. \\Саванна: жираф, бегемот, зебра, носорог, окати, лев, баобаб, Пустыня: алоэ, молочай, \ Эбеновое дерево (черная, темно-зелена древесина)

\\\ Австралия: коала, кенгуру, утконос, страус эму, вомбат, крокодил, киви. \ Эвкалипт, бутылочное дерево, казуарины (деревья без листьев)

\\ Ю. Америка : муравьед, броненосец, тапир, пума, колибри, анаконда, пиранья, орангутанг, попугай ара, ленивец, тукан, кондор, страус нанду, лама, очковый медведь, пампасская кошка, пампасский олень, свиньи-пекари, капибара (водосвинка), ягуар, шиншилла, \\\Какао, орхидеи, каучуконос гевеи, сейба (дерево) Сельва (экваториальный лес), пампа (степь), Патагония (засушливая зона в умеренном поясе)

\\\ С. Америка : Овцебык, койот (волк), скунс, опоссум, грызли (медведь), черный медведь, бизон, луговая собака. \\\Секвойя (крупнейшее дерево) Прерии (степь)

\\ Азия: Тигр, павлин, ирбис, дикобраз, леопард, фазан, носорог, панда (Китай) \\\\\ пустыня полупустыня - Тушканчик, джейран, ушастый еж (пустыня), саксаул Степь: Дрофа, суслик, хомяк, Тайга: росомаха, бурундук, рысь, кабарга, глухарь, соболь Арктическая пустыня: песец, морж, тюлень, белый медведь, гагара, лемминг.

Антарктида: Пингвин, морской слон, морской лев, тюлень, альбатрос.

Определите тип климата по климатограмме.

Внимательно посмотрите на годовой ход температуры воздуха, количество осадков и их распределение по месяцам. Определите годовую амплитуду температур.

Для экваториального климата характерны постоянно высокая температура воздуха (+24°С), её ровный ход в течение года и равномерное распределение огромного количества осадков (более 2000 мм).

Для субэкваториального климата типичны жаркие температуры в течение всего года (+24°С), сухая зима и очень влажное лето (около 1000 мм).

Для тропического сухого климата характерны очень жаркое лето (выше +32°С) и чрезвычайно малое годовое количество осадков в течение всего года (менее 200 мм).

Для субтропического средиземноморского типа климата характерны тёплая зима (0°С — +10°С), жаркое лето (выше +24°С) и выпадение осадков в зимний период.

Область умеренного морского климата характеризуется довольно тёплой зимой (от -8°С до 0°С), прохладным летом (+16°С) и большим количеством осадков (более 800 мм), равномерно выпадающих в течение всего года.

Для умеренно континентального климата характерно колебание температуры воздуха примерно от -8°С в январе до +18°С в июле, осадков здесь больше — 600-800 мм, которые выпадают большей частью летом.

Для области континентального климата характерны более низкие температуры в зимний период (до -20°С) и меньшее количество осадков (около 600 мм).

В области умеренного резко континентального климата зима будет ещё холоднее — до -40°С, а осадков ещё меньше — 400-500 мм.

Для области умеренного муссонного климата характерны холодные зимы (от -12°С до -24°С), прохладное лето (+16°С), большое количество осадков (800 мм), которые выпадают преимущественно летом.

Для субарктического климата также характерны низкие температуры в зимний период, однако средняя температура июля достигает +8 — +12°С, годовое количество осадков составляет около 400 мм, которые выпадают преимущественно в летние месяцы.

Для арктического климата характерны очень низкие температуры зимой и максимальные температуры летом едва достигают 0°С, малое количество осадков в течение всего года.

Для антарктического типа климата характерны постоянно отрицательная температура воздуха в течение года, чрезвычайно низкие июльские температуры (до -60°С) и очень малое количество осадков (до 50 мм).

Как анализировать климатограмму

Если точка в Северном полушарии, то кривая температур выгнута вверх, а если в Южном то вниз. На экваторе она идет прямо.

Если осадков много, то точка расположена вблизи моря или на экваторе, если мало - то в глубине материка. Кроме того мало осадков выпадает в районе тропиков и холодных течений