Истина в обществознании. Относительная и абсолютная истины

В философии, вслед за Аристотелем, под истиной понимается соответствие между определенными знаниями и реальностью. То есть истиной является знание, которое адекватно (достоверно, правдиво) отражает действительность. Неверное, иллюзорное или ложное знание называют заблуждением.

В диалектико-материалистической философии истина рассматривается объективной по содержанию, но субъективной по своей форме. Истина объективна потому, что знание отражает независимую от человека реальность, а субъективна в силу того, что знание является результатом активной познавательной деятельности человека.

Представители объективного идеализма абсолютизируют и даже обожествляют истину, вынося её в сверхъестественный (трансцендентный) мир.

Субъективные идеалисты, наоборот, отрицают объективную сторону истины, рассматривая её как внутреннее свойство субъекта.

Существует также понятие абсолютной и относительной истины.

Абсолютная истина – это исчерпывающее, достоверное знание о реальности, которое не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания. К абсолютным истинам относятся также истины факта (вечные истины).

Относительная истина – это неполное, неточное знание. Каждая относительная истина содержат в себе долю абсолютной и представляет собой определенный этап в процессе приближения к абсолютной истине.

Критериями истины (истинности знаний) являются:

    Чувственный критерий – наблюдаемость того, о чем утверждается в содержании знания.

    Логический критерий – связан с требованием непротиворечивости содержания знаний.

    Практика (понимаемая как преобразование реальности), которая позволяет достаточно глубоко подтвердить или опровергнуть степень истинности знаний.

44. Предмет и основные понятия теории познания.

Существуют различные виды отношений человека к миру: познавательное, практически-преобразовательное, ценностное и другие.

Познавательное отношение (познание) – это отношение между человеком и реальностью, направленное на её активное воспроизведение в форме знаний.

Воспроизведение реальности в форме знаний осуществляется с помощью познавательных действий, которые включены в конкретные виды человеческой деятельности: производственную, научную, художественную, религиозную и т.д.

В связи с этим выделяют особые типы познания: практическое, мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное и другие.

Иногда все многообразие типов познания делят на два класса: научное и вненаучное.

Научное познание отличается от вненаучного тем, что его результатом является знание истинное, обоснованное, системное, с характерным для него особым научным языком.

Примером вненаучного познания может быть познание божественной истины в процессе религиозной, вероисповедальной деятельности. Другой пример - познание тайн человеческой субъективности (красоты, любви, добра) в процессе художественный деятельности с помощью искусства.

Теории познания, как философской дисциплине, присуща ориентация на выявление предельно общих характеристик процесса познания.

Предмет теории познания составляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности.

Развитие теории познания происходило под влиянием трех философских точек зрения: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

К числу основных понятий теории познания относятся: субъект и объект познания, познавательная деятельность, отражение, знание, истина и др.

Познание происходит в силу того, что субъект вторгается в сферу объекта и переносит его в свою собственную сферу, поскольку определенные моменты объекта отражаются в психике субъекта.

Знание – это результат познавательной деятельности субъекта, выражающий в знаковой форме свойства и связи различных объектов природной, социальной и духовной реальности.

Выделяют чувственную, рациональную и иррациональную стороны познания.

Чувственное познание осуществляется посредством человеческих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Оно включает в себя три формы: ощущение, восприятие и представление.

Рациональное познание осуществляется посредством рассудка или разума, т.е. путем мыслительной деятельности. Оно регулируется законами логики, поэтому может быть понято, как процесс логического рассуждения на основе образования понятий, суждений и умозаключений. Этот процесс совершается осознанно и контролируется субъектом.

Иррациональная сторона познания – включает интуицию, непосредственное созерцание, инсайд или озарение. Интуиция – процесс сложного и неосознаваемого по существу взаимодействия чувств, разума и опыта.

В реальном процессе познания все его стороны тесно взаимосвязаны.

1.4 Познание, истина и ее критерии. Богбаз10, §6, 55-60; Богпроф10, §21, 22 .

Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Виды познания:

    Обыденное

  • Философское

    Художественное

    Социальное

В процессе познания участвуют:

    Субъект познания – это познающий человек, наделенный волей и сознанием; все общество.

    Объект познания – это познаваемый предмет; весь окружающий мир.

Ступени познания:

    чувственное (сенситивное) познание. Человек получает информацию с помощью органов чувств.

1.1 Ощущение- отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств;

1.2 Восприятие- формирование целостного образа, при помощи непосредственно воздействую­щих на органы чувств предметов и их свойств;

1.3 Представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно и в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы.

2. Рациональное познание (с помощью мышления)

2.1 Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений.

2.2 Суждение - есть форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.

2.3 Умозаключением называется получение новых суждений на ос­нове уже имеющихся с помощью использования законов логическо­го мышления.

Сущность процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Аг ностики считали, что получить, достоверные знания невозможно, эмпирики - что это можно сде­лать только при помощи ощуще­ний, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

Истина - это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Характерной чертой истины является:

    Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно сущест­вует в объективной реальности.

    Субъективная сторона указыва­ет на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, по­скольку при ее получении в про­цессе познания происходит взаимо­действие объекта и субъекта позна­ния, в котором непосредственное участие принимает сознание по­следнего

Истина:

    Абсолютной истиной называ­ют полное, неизменное, раз и на­всегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении

    Относительная истина - представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально – логический , который применяют тогда, когда нет возможности опереться на практику

ПОДРОБНО

6.1. Познание.
6.1.1. Теория познания.
6.1.2. Познание и знание.
6.1.3. Субъект и объект познания.
6.2. Формы (источники, ступени) познания.
6.2.1. Чувственное, опытное познание. Ощущение. Восприятие. Представление.
6.2.1. Рациональное, логическое познание (мышление). Понятие. Суждение. Умозаключение.
6.2.3. Интуиция.
6.3. Источники познания: разум, чувство или интуиция?
6.3.1. Рационализм.
6.3.2. Эмпиризм.
6.3.3. «Путь пчелы». Компромисс между эмпиризмом и рационализмом.
6.3.4. Интуитивизм. Виды интуиции.
6.4. Что такое истина?
6.4.1. Теории истины.
6.4.2. Объективная, абсолютная и относительная истина.
6.4.3. Существует ли истина? Агностицизм.
6.4.4. В чём причина относительности человеческих знаний?
6.4.5. Критерии истины.

6.1 . Познание .
6.1.1. Теория познания .
Гносеология (от греч . gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания.
6.1.2. Познание и знание .
Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.
Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) (в широком смысле) любого рода информация; 3) (в узком смысле) подтверждённая научными средствами информация.
6.1.3. Субъект и объект познания .
Процесс познания предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).
Субъект познания (от лат . subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – 1) носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
Основные концепции субъекта познания .
1) Психологический субъект познания (изолированный субъект): субъект равен человеческому индивиду, осуществляющему познавательный акт.
Такая позиция близка к нашему повседневному опыту. Познающий субъект рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, с той или иной степенью адекватности отражающий объект. Такой подход не учитывает активный и конструктивный характер поведения субъекта – того, что последний способен не только отражать, но и формировать объект познания.
Представление, что познающий разум пассивно созерцает мир и таким путём познаёт его, сложилось в XVII веке (Джон Локк ).
2) Трансцедентальный субъект познания: существует инвариантное и устойчивое «познавательное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в различные эпохи (Иммануил Кант ).
Трансцендентальный (от лат . trascedes – выходящий за пределы) – относящийся к интуитивным, априорным (внеопытным или доопытным) условиям возможности познания. Трансцендентальный – противоположный эмпирическому.
Результаты познания отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, ранее накопленный опыт).
3) Коллективный субъект познания: главным познающим субъектом – источником познания природы и общества считается все человечество.
Объект познания (от лат . objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.
Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.
Субъект – активно действующее в познании творческое начало. Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.
6.2 . Формы (источники, ступени) познания .
6.2.1. Чувственное, опытное познание .
Формы чувственного познания : 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление.
1) Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.
2) Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления,непосредственно воздействующих на органы чувств.
3) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств.
Степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.
6.2.2. Рациональное, логическое познание (мышление) .
Формы рационального познания : 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.
1)Понятие – 1) мысль, выделяющая из предметной области и собирающая в класс объекты на основе их общего и отличительного признака; 2) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений.
Объём понятия – класс объектов, выделяемых из совокупности объектов и обобщаемых в понятии.
Например, под объемом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем.
Содержание понятия – совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отраженных в этом понятии.
Например, содержанием понятия «коррупция» является совокупность двух существенных признаков: «сращение государственных структур со структурой преступного мира» и «подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц».
Закон обратного отношения между содержанием и объёмом : чем шире объём понятия, тем беднее оно содержанием, т.е. конкретными отличительными признаками.
2) Суждение – 1) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объектах познания; 2) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие какого-либо положения дел.
Пример : зубы млекопитающих имеют корни.
3)Умозаключение – 1) мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения; 2) получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.

Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.
Виды умозаключений :
1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии).
Дедукция (от лат . deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Общей формой дедукции является силлогизм , посылки которого образует указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение.
Пример :
1-я посылка: зубы млекопитающих имеют корни;
2-я посылка: собака – млекопитающее;
Заключение (вывод): зубы собаки имеют корни.
Индукция (лат . inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам.
Традукция (лат . traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности.
Традуктивным умозаключением является аналогия.
Типы традукции : 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.
6.2.3. Интуиция (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.
6.3 . Источники познания: разум, чувство или интуиция ?
6.3.1. Рационализм .
Сократ и его ученик Платон настаивали на том, что основой познания и обучения служат общие понятия, которые называются универсалиями.
Универсалии (от лат . universalis – общий) – общие понятия. Онтологический (бытийственный) статус универсалии – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв.): существуют ли универсалии 1) «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), 2) «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), 3) «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
Эти универсалии уже заключены в человеческом разуме от рождения и таким образом познание заключается в припоминании того, что мы уже знаем.
Анамнезис (от греч . anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.
Сходную с платоновской точку зрения на источник и основы нашего познания отстаивал французский математик и философ Рене Декарт . Для проверки надежности наших знаний, он предложил начинать всякое познание с сомнения относительно имеющейся информации о мире. Путем последовательного исключения фактов, не выдержавших проверку принципом сомнения, Декарт пришел к тому, что есть только два факта, в истинности которых нельзя усомниться.
1) «Я мыслю, следовательно, я существую» (Cogito ergo sum).
2) Второй несомненной истиной является бытие Бога.

Отличительными признаками несомненных истин, позволяющими отделить их ото лжи и заблуждения, являются ясность и отчетливость. На этом основании мы можем быть полностью уверены в истинности всех математических знаний, поскольку математика имеет дело исключительно с ясными и отчетливыми врожденными идеями.
Теории познания Платона, Декарта и подобные им получили название рационалистических. Они утверждают, что при помощи одного разума, можно получить истинное знание. Это знание есть знание универсалий (общих понятий), которые врожденны нам, и из которых можно получить частные знания.
Рационализм (от лат . rationalis разумный, ratio разум) – 1) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
6.3.2. Эмпиризм .
Эмпиризм (от греч . empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
Сенсуализм (от лат . sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма.
Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума.
Джон Локк пытался доказать, что у нас нет врожденных идей, а все знание происходит от впечатлений, получаемых от органов чувств. Ум человеческий от рождения можно уподобить чистой доске (tabula rasa ), лишенной каких бы то ни было образов идей.
6.3.3. «Путь пчелы ».
Вопрос о том, что мы, люди, можем знать достоверно о внутреннем и внешнем мире, неразрешим с крайних позиций рационалистической и эмпирической теорий. На это обращал внимание основатель английского эмпиризма Френсис Бэкон с помощью аллегорий «путь муравья», «путь паука» и «путь пчелы».
«Путь муравья » - это метод крайнего эмпиризма, характеризующийся простым собиранием фактов, получаемых на основе чувственных впечатлений, без их систематизации и осмысления.
«Путь паука » хорошо иллюстрирует метод крайнего рационализма, который пытается получить знание из нескольких врожденных идей. Этим он похож на паука, плетущего паутину из материала, который сам же и производит.
«Путь пчелы » снимает крайности эмпиризма и рационализма и представляет собой двухступенчатый процесс познания: чувства доставляют данные о свойствах объектов, которые затем перерабатываются разумом с использованием методов и принципов теоретического мышления.
6.3.4. Интуиция как источник знания .
Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.
Были случаи, когда сформулированные результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная) Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.
Виды интуиции : 1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.
6.4 . Истина .
6.4.1. Что такое истина ?
1) Онтологическая (бытийственная) теория истины .
Павел Флоренский . «Столп и утверждение истины» (1914):
«"Что есть истина?", - вопрошал Пилат у Истины. Он не получил ответа, - потому не получил, что вопрос его был всуе. Живой Ответ стоял пред ним, но Пилат не видел в Истине ее истинности. Предположим, что Господь не только своим вопившим молчанием, но и тихими словами ответил бы Римскому Прокуратору: "Я есть Истина". Но и тогда, опять-таки, вопрошавший остался бы без ответа, потому что не умел признать Истину за истину, не мог убедиться в подлинности ее».
2) Классическая (корреспондентная ) теория истины.
Аристотель: «Говорить о сущем, что его нет, или о не-сущем, что оно есть, - значит говорить ложное; а говорить, что сущее есть и не-сущее не есть, - значит говорить истинное».
Истина – соответствие (корреспондирование) между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.
3) Когерентная теория истины (Спиноза, Лейбниц, Брэдли). Истина – согласованность суждения и убеждения со всеми высказываниями, суждениями или убеждениями, входящими в систему, к которой принадлежит данное суждение.
Когерентность (от лат . cohaeres находящийся в связи) – согласованное протекание во времени нескольких процессов.
4) Конвенционализм .
Анри Пуанкаре (1854-1912):
«Основные положения геометрии Евклида суть не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны».
Конвенция (латин . сonventio сближение, встреча; народное собрание; соглашение, договор, сделка) – соглашение.
5) Прагматизм (греч . pragma – дело, действие): истинные убеждения (представления, верования) – это такие убеждения, которые приводят к действиям, ведущим к желаемым или успешным результатам.
6.4.2. Объективная, абсолютная и относительная истина .
Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми.
Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины.
Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.
Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину.
Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем «идолов».
Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс).
Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.
6.4.3. Существует ли истина? Агностицизм .
Агностицизм (греч. а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений.
Противоположностью агностицизма является гносеологический оптимизм.
Оптимизм (от латин . optimus – наилучший) – 1) представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро; радостное восприятие жизни, проникнутое верой в разумное и справедливое лучшее будущее. Противоположность оптимизма – пессимизм.
Сторонники гносеологического оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказывающие несостоятельность агностицизма.
Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, третьи – на невозможность существование человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвертые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей и т.п.
6.4.4. В чём причина относительности человеческих знаний ?
1) Мир бесконечно изменчив.
2) Познавательные возможности человека ограничены.
3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.
4) Особенности познавательной деятельности человека.
Учение Бэкона о призраках познания .

Френсис Бэкон (1561 – 1626) – английский государственный деятель и философ, автор ставшего крылатым высказывания: «Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, станет могущественным».

Истинному познанию мешают различные объективные и субъективные факторы, которые Бэкон называет «идолами» или «призраками» познания:
1) Идолы рода заключены в самой природе человека, в ограниченности его ума и в несовершенстве органов чувств. Идолы рода искажают познание, вносят в него антропоморфные элементы.
2) Идолы пещеры : источник – индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.
3) Идолы рынка порождены общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления;
4) Идолы театра вызваны слепой верой в авторитет личностей и теорий.
6.4.5. Что является критерием (мерилом) истины ?
Критерий – (от греч . kriterion – средство для суждения) – 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки.
Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.
1) Эмпиризм: данные чувственного опыта;
2) Рационализм: очевидность, которая достигается путём интеллектуальной интуиции (Декарт), «врождённые инуиции» (Лейбниц), логическая непротиворечивость теории;
3) Конвенционализм: удобство и простота теории;
При таком подходе вопрос об истинности или ложности наших знаний вообще устраняется.
4) Прагматизм: истина – полезность или работоспособность идеи: «… истинное – это просто выгодное в образе нашего мышления»;
5) Марксизм: критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.
Практика (от греч . praktikos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей.
Функции практики в процессе познания :

1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки);

2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира);

3) практика является движущей силой развития общества;

4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности);

5) практика – критерий истинности познания.
Основные виды практики : 1) научный эксперимент, 2) производство материальных благ и 3) социально-преобразующая деятельность масс.
Структура практики : 1) потребность, 2) цель, 3) мотив, 4) целесообразная деятельность, 5) предмет, 6) средства и 7) результат.
!!! Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.
Идея взаимодополняемости критериев истины : ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Процессуальность познания заключается в том, что познавательная деятельность есть продвижение от незнания к знанию, от заблуждения к истине, от неполного, несовершенного, незавершенного знания к более полному, совершенному знанию. Цель познания – это достижение истины.

Что есть истина? Как соотносятся истина и заблуждение? Как добывается истина и каковы ее критерии? Дж. Локк о смысле достижения истины писал: "Поиски разумом истины представляют род соколиной или псовой охоты, в которой сама погоня за дичью составляет значительную часть наслаждения. Каждый шаг, который делает ум в своем движении к знанию, есть некоторое открытие, каковое является не только новым, но и самым лучшим, на время, по крайней мере".

Аристотель дал классическое определение истины – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Истина - это знание, соответствующее действительности. Необходимо заметить, что в самой природе не существует ни истин, заблуждений. Они являются характеристиками человеческого познания.

Виды истины :

1.Абсолютная истина -

Это знание, содержание которого не опровергается последующим развитием науки, а лишь обогащается и конкретизируется (например, учение Демокрита об атомах;

Это знание, содержание которого остается инвариантным (Пушкин родился в 1799 г.);

Это абсолютно полное и исчерпывающее знание о предмете . В таком понимании абсолютная истина не достижима, потому что все связи предмета не могут быть исследованы.

2.Объективная истина – это знание о предмете, содержанием которого выступают свойства и связи объективно (независимо от человека) существующего предмета. Такое знание не несет на себе отпечаток личности исследователя. Объективная истина - это содержание знания, не зависящее от человека, это адекватное отражение субъектом окружающего мира.

3.Относительная истина – это неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человечество на данном этапе своего развития. Относительная истина содержит в себе элементы заблуждений, связанных с конкретно-историческими условиями познания.

4.Конкретная истина – это знание, содержание которого является истинным лишь при определенных условиях. Например, «вода закипает при 100 градусах» является истиной лишь в условиях нормального атмосферного давления.

Процесс познания можно представить как движение к абсолютной истине как цели посредством накопления содержания объективной истины за счет уточнения и совершенствования относительных и конкретных истин.

Противоположностью истины, но при определенных условиях в нее переходя­щее и из нее возникающее, является заблуждение.

Заблуждение - непреднамеренное несовпадение нашего понимания какого-либо объекта (выраженного в соответствующих суждениях или понятиях) самому этому объекту.

Источниками заблуждения могут быть:

Несовершенство познавательных способностей индивида;

Предубеждения, пристрастия, субъективные настроения индивида;

Плохое знание предмета познания, опрометчивые обобщения и выводы.

Заблуждения необходимо отличать от:

- ошибки (результат неверного теоретического или практического действия, а также толкования данного явления);

- лжи (сознательное, преднамеренное искажение действительности, преднамеренное распространение заведомо не­верных представлений).

Представление о том, что наука оперирует только истинами, не соответствует действительности. Заблуждение является органичной частью истины и стимулирует про­цесс познания в целом. С одной стороны, заблуждения уводят в сторону от истины, поэтому ученый, как правило, не выдвигает сознательно заведомо неверные предположения. Но с другой стороны, заблуждения нередко способствуют созданию проблемных ситуаций, стимулируя развитие науки.

Опыт истории науки позволяет сделать важный вывод: все ученые должны быть равноправны в поисках истины; ни один ученый, ни одна научная школа не вправе претендовать на монополизм в получении истинного знания.

Отделение истины от заблуждения невозможно без ре­шения вопроса о том, что является критерием истины .

Из истории попыток выявить критерии истинности знания:

· Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) - критерием истины является само мышление тогда, когда оно ясно и отчетливо мыслит объект; первоначальные истины самоочевидны и постигаются с помощью интеллектуальной интуиции.

· Русский философ В.С.Соловьев - «мерило истины переносится из внешнего мира в самого познающего субъекта, основанием истины признается не природа вещей и явлений, а разум человека» в случае добросовестной работы мышления.

· Э. Кассирер - критерием истины является внутренняя непротиворечивость самого мышления.

· Конвенционализм (А. Пуанкаре, К. Айдукевич, Р. Карнап) – ученые принимают научные теории (заключают соглашение, конвенцию) из соображений удобства, простоты и т.п. Критерием истины является формально-логическая согласованность суждений науки с этими соглашениями.

· Неопозитивисты (XX век) - истинность научных утверждений устанавливается в результате их эмпирической проверки, это т.н. принцип верификации. (Верифицируемость (верификация) от лат. verus – истинный, и facio – делаю). Однако отметим, что нередко экспериментаторская деятельность не может дать окончательного ответа об истинности знания. Это происходит, когда в эксперименте исследуется процесс «в чистом виде», т.е. в полной изоляции от других влияющих факторов. Существенно ограничена экспериментальная проверка социально-гуманитарного знания.

· Прагматизм (У. Джеймс) - истинность знаний проявляется в их способности быть полезными для достижения той или иной цели; истина - это польза. (Тезис «все полезное истинно» спорен, т.к. пользу способна приносить и ложь).

Наиболее общим критерием истинности знания является практика , понимаемая как общественно-историческая деятельность людей. Если использование знания в практической деятельности людей дает ожидаемые результаты, значит, наше знание правильно отражает действительность. Практика как критерий истины рассматривается не как единичный опыт, не как единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом развитии.

Однако этот критерий не универсален, например, он не работает в тех отраслях знания, которые далеко отстоят от действительности (математика, неклассическая физика). Тогда предлагаются другие критерии истинности:

· Формально-логический критерий . Он применим к аксиоматически-дедуктивным теориям, предполагает соблюдение требований внутренней непротиворечивости (это основное требование), полноты и взаимозависимости аксиом. Когда нет возможности опираться на практику, выявляется логическая последовательность мысли, ее строгое следование законам и правилам формальной логики. Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки или заблуждения.

· Принцип простоты , иногда его называют «бритвой Оккама» - не умножать число сущностей без надобности. Основное требование этого принципа – для объяснения исследуемых объектов надо вводить минимальное число исходных постулатов (принимаемых без доказательства положений).

· Аксиологический критерий , т.е. соответствие знания общемировоззренческим, социально-политическим, нравственным принципам. Особенно применим в общественных науках.

Но наиболее важным критерием истины является все же практика, опыт. Практика лежит в основе логического, аксиологического и всех других критериев истины. Какие бы способы установления истинности знания ни существовали в науке, все они в конечном итоге (через ряд посредствующих звеньев) оказываются связанными с практикой.

6. Характеристика познавательных способностей различных социальных групп.

Формирование полноценных способностей к познанию у детей младшего и школьного возраста к настоящему моменту достаточно хорошо изучено. Изучение же интеллектуального уровня взрослых людей сталкивается с серьёзными трудностями. Здесь, конечно, нельзя отрицать наличие определённых возрастных особенностей, но выделить такие возрастные группы достаточно сложно. Исследователи сегодня установили, что определённые возрастные группы обладают общими чертами и сравнительно устойчивыми признаками своей интеллектуальной активности. На эти характеристики влияет не только биологический возраст, но и другие факторы: семья, место жительства, образование, этнические признаки и многое другое. Поэтому люди одних и тех же лет могут относиться к разным интеллектуальным группам в зависимости от своей социокультурной среды.

При измерении сформировавшегося интеллекта при помощи так называемой «батареи тестов Д. Векслера» (тесты на информированность, логику, память, оперирование символами, осмысление общения и др.) лучшие результаты давала возрастная группа от 15 до 25 лет, а по другим данным – от 25 до 29 лет. Добиться высокой точности в измерении интеллекта достаточно сложно. Обобщая данные различных измерений, можно сказать, что рост интеллектуальных способностей происходит примерно до 20-25 лет. Затем наступает незначительный интеллектуальный спад, который становится более заметным после 40-45 лет и достигает своего максимума после 60-65 лет (рис.1).

Рис. 1. Взаимосвязь интеллекта и возраста

Однако подобное тестирование не даёт объективной картины, т.к. нельзя изучать молодой, зрелый и старый ум одними и теми же тестами.

У молодого человека ум служит, прежде всего, усвоению наибольшего количества информации, овладению новыми для него способами деятельности. Ум более зрелого человека направлен не столько на приращение знания, сколько на решение сложных задач на основе уже имеющихся знаний, опыта и собственного стиля мышления и действия. Эти качества разума часто называют мудростью. Конечно, с годами отдельные функции интеллекта неизбежно ослабевают и даже теряются. У людей пожилого и особенно старческого возраста постепенно уменьшается объективность оценок, растет косность суждений, они часто сбиваются на крайние, черно-белые тона по спорным вопросам жизненной практики.

Исследования показывают, что естественный спад интеллектуальной активности сдерживается личной одарённостью, образованностью, общественным положением. Люди более высокого образовательного уровня и занимающие руководящие должности уходят на пенсию, как правило, позже своих сверстников. Кроме того, они имеют больше возможностей сохранять интеллектуальную активность и после выхода на пенсию, работая в роли советников или консультантов.

Среди учёных и других специалистов умственного, творческого труда вполне закономерно насчитывается много интеллектуальных долгожителей. У пожилых учёных и инженеров почти не меняется с возрастом запас слов и общая эрудиция, у руководителей среднего звена остаются на высоком уровне невербальные функции общения, у бухгалтеров – скорость арифметических действий.

Кроме возрастных особенностей интеллекта можно говорить также о половых и этнических.

Вопрос о том, кто умнее – мужчины или женщины, стар, как мир. Выполненные за последние два десятилетия экспериментально-тестовые исследования подтвердили принципиальное равноправие интеллектов у людей разных полов. При осуществлении заданий на разные мыслительные функции (способность генерирования идей, оригинальность, самобытность) особых различий между мужским и женским интеллектами не обнаружено. К подобным выводам независимо друг от друга пришли многие известные психологи. Однако обнаружено некоторое превосходство женщин в ресурсах словесной памяти и лексическом запасе живой речи. Мужчины же превосходят женщин в зрительно-пространственной ориентации.

Таким образом, интеллектуальные различия между полами хотя и имеются, но они несравнимо малы по отношению к индивидуальным различиям в пределах каждого пола.

Принципиальное равенство интеллектов вовсе не означает их одинаковости, полного тождества познавательных процессов у мужчин и женщин. Тесты на определение коэффициента интеллектуальности устойчиво выявляют некоторые различия между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами. Женщины в среднем превосходят мужчин по вербальным способностям, но уступают им в способностях математических и умении ориентироваться в пространстве. Девочки учатся говорить, читать и писать обычно раньше мальчиков.

Отмеченные различия не следует абсолютизировать. Многие мужчины владеют речью лучше женщин, а некоторые женщины демонстрируют лучшие математические способности, чем абсолютное большинство мужчин.

Интересен тот факт, что мужчины по большинству методик получают максимально высокие и максимально низкие оценки. У женщин разброс индивидуальных оценок умственной одарённости значительно уже. Иначе говоря, среди мужчин гораздо больше гениев в науке, искусстве и других областях, но и слабоумных мужчин тоже значительно больше, чем женщин.

Ещё один интересный вопрос, который возникает перед исследователем интеллекта – этнические особенности. Как правило, этнические особенности интеллектуальной деятельности и интеллектуального развития формируются на фоне психологического склада нации.

Ганс Айзенк, основываясь на исследованиях, проводимых в США, отмечает, что евреи, японцы и китайцы превосходят представителей всех других наций по всем показателям тестов на IQ (коэффициент интеллекта). Об этом же свидетельствует и вручение Нобелевской премии. Издание «Американские деятели науки», которое приводит список выдающихся учёных Америки, показывает, что в этой области евреи превосходят по числу своих представителей неевреев примерно на 300%. Китайцы столь же успешно показывают себя в физике и биологии. Одна из немногих известных на сегодня попыток типологизации национальных умов принадлежит французскому теоретику науки начала XX в. Пьеру Дюгему. Дюгем разграничивал умы широкие, но недостаточно глубокие и умы тонкие, проницательные, хотя сравнительно узкие по сфере своего применения.

Люди широкого ума, по его мнению, встречаются у всех народов, но есть нация, для которой такой интеллект особенно характерен. Это – англичане. В науке и, особенно на практике, такой «британский» тип ума легко оперирует сложными группировками отдельных предметов, но гораздо сложнее усваивает сугубо абстрактные понятия, формулирует общие признаки. В истории философии образцом такого типа ума, с точки зрения Дюгема, является Ф. Бэкон.

Французский тип, считает Дюгем, особенно тонкий ум, любит абстракции, обобщения. Хотя он слишком узок. Образцом французского типа ума является Р. Декарт. Дюгем приводил подтверждающие примеры не только из истории философии, но и из других наук.

Всякий раз, предпринимая попытку выделения особого национального образца мысли, следует помнить об относительности такой дифференциации. Национальный ум не является устойчивой закономерностью, как цвет кожи или разрез глаз, на нем отражаются многие особенности социокультурного бытия народа.

Научное познание


Похожая информация.


Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».

Существуют различные трактовки понятия «истина».

Истина – это:

соответствие знаний действительности;

то, что подтверждено опытом;

некое соглашение, конвенция;

свойство самосогласованности знаний;

полезность полученного знания для практики.

Классическая концепция истины связана с первым определением: истина знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.

Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи.

Практика (от гр. practikos – активный, деятельный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики : материальное производство (труд), преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.

Функции практики в процессе познания

Практика – источник познания : практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.

Практика – основа познания : человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.

Практика – цель познания : человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

Практика – критерий истины : пока какое‑то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.

Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие‑либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости : ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, – дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».

Ответ: Зависимость от человека.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.4. Понятие истины, ее критерии

Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее возможности познания мира.

Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.

Субъект познания – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало.

Объект познания – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект (человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.).

Иерархия познавательных способностей человека (Платон, Аристотель, И. Кант) : а) чувственное познание – является базовым, с него начинается все наше познание; б) рациональное познание – осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи (причинно-следственные) между явлениями, законы природы; в) познание на основе идей разума – задает мировоззренческие принципы.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания (сформировался в XVII–XVIII вв. – Р. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк ).

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц ).

Формы (источники, ступени) познания:

1. Чувственное (эмпирическое) познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.

Формы чувственного познания: ощущение (отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств); восприятие (чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств); представление (чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

2. Рациональное, логическое познание (мышление). Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Формы рационального познания: а) понятие (отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений); б) суждение (форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами); в) умозаключение (рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием). Виды умозаключений: дедуктивные (путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному), индуктивные (способ рассуждения от частных положений к общим выводам), традуктивные (по аналогии).

Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность (доказательность, системность); проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

* Уровни научного познания: 1). Эмпирический. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2). Теоретический. Методы теоретического уровня познания: идеализация (метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками), формализация; математизация; обобщение; моделирование.

* Формы научного познания: научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании); эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами); вопрос; проблема (осознанная формулировка вопросов – теоретическая и практическая); гипотеза (научное предположение); теория (исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений); концепция (определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения).

* Универсальные методы научного познания: анализ; синтез; дедукция; индукция; аналогия; моделирование (воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения); абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение какого-либо свойства или отношения); идеализация (мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности).

Формы ненаучного познания:

миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука.

Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция – способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

Классификация форм познания по виду духовной деятельности человека

* Экзистенциальная (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. Хайдеггер ). К познавательной сфере относят эмоции и чувства (не ощущения) человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер.

* Мораль является не только личностной формой регуляции поведения человека, но и особой формой познания. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека.

* Эстетическое познание наибольшее развитие получило в искусстве. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу.

Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок.

Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер (об этом говорит теория относительности).

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.

По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. д., поэтому может быть столько истин, сколько есть видов знаний. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру.

Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь – сознательное искажение образа объекта. Дезинформация – это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного – ложным.

Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека.

Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. е. опытным (в науке); рационалистическим (в науке и философии); практическим (в науке, социальной практике); умозрительным (в философии и религии). В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Практика – материальная, целеполагающая деятельность людей.

Функции практики в процессе познания: 1) источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.

Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс. Структура практики: объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат.

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Лекция № 25. Критерии истины Вопрос о возможности разграничения истины и заблуждения всегда интересовал познающую мысль. Собственно в этом и заключается вопрос о критерии истины. В истории философии и науки высказывались различные точки зрения на сей счет. Так, Декарт

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Лекция № 26. Красота и ценность истины (единство красоты, истины и добра) Бесспорно, признание таких вечных ценностей, как истина, красота и добро (и каждая ценность по отдельности), является отличительным признаком гуманного в человеке. Известные разногласия дают себя

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Момент истины С испанского: El momento de la verdad.Так в испанской корриде называется решающий момент поединка, когда становится ясно, кто станет победителем - бык или матадор. Выражение стало популярным после того, как появилось в романе «Смерть после полудня» (1932) американского

Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Момент истины В АВГУСТЕ СОРОК ЧЕТВЕРТОГО…Роман (1973)Летом 1944 г. нашими войсками была освобождена вся Белоруссия и значительная часть Литвы. Но на этих территориях осталось множество вражеских агентов, разрозненных групп немецких солдат, банд, подпольных организаций. Все

Из книги Школа вождения для женщин автора Горбачев Михаил Георгиевич

18. ПОЗНАНИЕ МИРА. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ИСТИНЫ Познание – получение человеком сведений и знаний об окружающем мире. Человек познает с помощью слуха, обоняния, осязания, зрения.Формы познания: ощущение (элементарный, разовый результат воздействия окружающего мира на орган

Из книги Амазонкой будь – оседлай судьбу автора Андреева Юлия

Технические истины

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора

Простые истины эксплуатации и вождения Если машина сломалась, включите аварийные сигналы, выставьте знак аварийной остановки и успокойтесь. Не обращайте внимания, если вам будут сигналить. Поломка небольшая? Вызовите техпомощь. При крупной поломке лучше вызвать

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Вредные истины На какие еще заветы поставили «вето»? А.Смир Убедившись в силе и вреде привычного амазонка должна отслеживать собственные стереотипы поведения, для того чтобы отказаться от подчинения им. К таким вредным привычкам относятся любые действия и поступки

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

“ИГРЫ ИСТИНЫ ” - понятийная структура, предложенная М. Фуко (см.) для обозначения плюральной процессуальности производства знания, в контексте постмодернистского пересмотра традиционных представлений об истине (см.).По мысли Фуко, истина не является результатом

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Индформинг. Путь успеха личности автора Баранов Андрей Евгеньевич

Из книги автора

ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ теория - распространенное в средние века философское предположение о принципиальной возможности интеллектуальной ситуации, в границах которой научное положение (гезис) может одновременно выступать как истинное и как ложное (в зависимости от

Из книги автора

30. Понятие и критерии охраноспособности изобретения Изобретение – техническое решение, признаваемое в качестве изобретения государством и охраняемое им в соответствии с действующим в каждой стране законодательством. Изобретение само по себе нематериально, однако

Из книги автора

32. Понятие и критерии охраноспособности полезной модели Полезная модель – новое и промышленно применимое техническое решение, относящееся к устройству. Понятием «полезная модель» обычно охватываются такие технические новшества, которые по своим внешним признакам

Из книги автора

33. Понятие и критерии охраноспособности промышленного образца Промышленный образец – художественноконструкторское решение изделия промышленного или кустарноремесленного производства, определяющее его внешний вид.Термин «художественноконструкторское решение»

Из книги автора

Индформинг вранья (не истины) Существует одна единственная «незыблемая» вещь, которая не может быть опровергнута – это истина. Множество веков человечество спорит само с собой, что же такое истина и как определить: истина это или нет. Сложные истины, основанные на