Эссе политология. Подготовка к ЕГЭ: эссе по политике

1. Что такое политика и какова ее роль в жизни отдельного человека?

2. В чем сущность и каковы формы взаимодействия политики и экономики?

3. В чем сущность и какова практическая значимость политических идей

утопического социализма?

4. Назовите и раскройте основные положения идеологии консерватизма

5. Массовая психология и политическое поведение.

6. Назовите и раскройте основные положения идеологии либерализма

7. Что есть привлекательного в коммунистической идеологии?

8. Охарактеризуйте позитивные и негативные стороны анархизма

9. В чем причины кризиса политических систем в странах Восточной Европы, в СССР?

10. Что такое политический режим? Основные признаки демократического, тоталитарного, авторитарного режимов.

11. В чем сущность политической власти? Каковы ее средства и формы реализации?

12. Принцип разделения властей: в чем сущность и как он реализуется по горизонтали и вертикали?

13. Какое место в политической системе общества занимает государство?

14. Основные партийные системы современности.

15. Назовите основные признаки общественно–политических организаций движений. Какова их роль в политической жизни общества?

16. Какова роль политического лидера в обществе? Дайте типологию политических лидеров. Охарактеризуйте двух–трех известных Вам политических лидеров.

17. Охарактеризуйте основные социальные общности в развитых государствах. Какова их роль в политической жизни?

18. Назовите и охарактеризуйте основные признаки правового государства.

19. Какова роль церкви в политической системе, в общественной жизни общества?

20. Какова роль личности в политике, в чем суть политической социализации?

21. Расскажите о содержании прав, обязанностей и политических свобод граждан.

22. Политическое лидерство: сущность и формы проявления.

23. Демократия как социальная ценность. Каковы критерии демократизма общества.

24. Политическая культура делового человека: в чем проявляется и какова

практическая значимость?

25. Проанализируйте соотношение социального равенства и социальной и справедливости.

26. В чем сущность и социальные корни бюрократизма?

27. Как соотносятся демография, демографические процессы и политика?

28. Семья и политика: в чем проявляются взаимодействие и взаимовлияние?

29. Сущность, причины возникновения и пути разрешения национального вопроса.

30. Охарактеризуйте основные глобальные проблемы современности.

31. Возможно ли политическое прогнозирование будущего? Если да, то в ка-

ких пределах?

32. Неформалы: кто они, куда зовут?

33. Сформулируйте основные критерии политического развития и политической активности личности.

34. Назовите и охарактеризуйте основные международные и государственные документы по правам человека.

35. Организация Объединенных Наций: политические функции, структура и

формы работы.

36. Парламентаризм и президентство: в чем сущность и что предпочтительней?

37. Политический портрет современного лидера (по выбору).

Экзаменационные вопросы

1. Объект и предмет политологии.

3. Тематико-методологические основы политологии. Основные методы политических исследований: системный анализ, сравнительный, бихевиоральный и другие.

4. Место политологии в структуре современного научного знания.

5. Проблемы становления политологии как науки, соотношение политологии с другими социально-гуманитарными науки.

6. Структура и задачи курса политологии.

7. Политология как учебная дисциплина. Функции политологии.

8. Основные направления развития политической науки в Республике Казахстан.

9. Роль и знание политологии в формировании личности будущего специалиста.

10. Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. Основные категории и понятия античного политического знания (Благо, Справедливость, Государство, Демократия и т.д.) и их система.

11. Элементы политологии в учениях Платона, Аристотеля, Цецерона.

12. Политические традиции Востока

13. Политическая мысль средневековья.

14. Зарождение органической теории политики, идеи неотъемлемых прав человека, относительной автономности от земных властей.

15. Теологическая детерминированность политического знания средневековья, разделение власти небесной – власти земной.

16. Влияние восточной мусульманской политической мысли, теория «двойной мысли» Аверроса.

17. Секуляризация знания, выделение наук, формирование новоевропейской политической мысли. (Период абсолютизма и буржуазных революций 17-18вв.).

18. Этический релятивизм Н. Макиавелли, политический релятивизм Т. Гоббса. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Спенсер).

19. Основные понятия и категории новоевропейской по­литической мысли (естественное право, разделение влас­тей, правовое государство и т.д.) и их система.

20. Немецкая классическая философия и формирование совершенной системы политической философия.

21. Политическая мысль в духовном наследии казахско­го народа.

22. Основные политические теории и доктрины XX века. Н

23. Неконсерватизм, неолиберализм. Современные социально-политические теории.

24. Концепции развития мирового сообщества.

25. Генезис, сущность, источники власти.

26. Телеологичес­кие бихевиористские, структуралистские, инструменталистские определения понятия власти.

27. Общие признаки и элементы власти. Форма проявления политической влас­ти: господство, руководство, управление и организация, контроль.

28. Цели и методы политики и власти.

29. Система политической власти, ее функции.

30. Основные элементы системы политической власти: организация, нормы, доктрины. Классификация власти в зависимости от основания: по области функционирования, по объему прерогатив, по субъекту власти.

31. Государственная власть как обеспечение оптимального режима общественного существования.

32. Основные исторические типы государ­ственной власти.

33. Проблема делегирования власти и разделения влас­тей.

34. Степень законности власти: легализация, легитима­ция. Эволюция типов власти в исторической ретроспек­тиве.

35. Формы власти в правлении: монархия и республи­ка, их варианты; в государственном устройстве: унитар­ном, федерации, конфедерации.

36. Власть в политических режимах: тоталитарном, авторитарном и либерально-демократическом.

37. Власть, право, мораль, исторические мо­дификации их взаимодействия. Власть в современной кар­тине мира.

38. Понятие политической системы.

39. Структура и элемен­ты политической системы.

40. Типы, функции и нормативная основа политической системы. Конституция - основной закон общества. Формальные, фактические и реальные Конституции.

41. Конституция суверенного государства Рес­публики Казахстан.

42. Государство - центральное звено политической сис­темы.

43. Государство как субъект политики.

44. Типы и функ­ции государства. Гражданское общество и правовое госу­дарство.

45. Место президентской власти в. политической си­стеме. Формирование гуманной, демократической, право­вой государственности Республики Казахстан.

46. Функции политической системы: координирующая и интегрирующая.

47. Сравнительный анализ современных политических систем.

48. Политические режимы: сущность и типы политических режимов.

49. Понятие и основные черты тоталитаризма. Особенности авторитарного режима.

50. Пути и формы перехода от тоталитаризма к демократии.

51. Партия как социальное явление.

52. Различные подходы к определению сущности партии.

53. Генезис политических партий.

54. Основные исторические формы развития партий­ной организации: группировки, клубы, массовые органи­зации.

55. Различные концепции происхождения партий есте­ственно - исторические, экономические, политические, культурные.

56. Причины возникновения массовых полити­ческих партий: демократизация общественной жизни, введение всеобщего избирательного права.

57. Тенденция увеличения количества и роли партий.

58. Основные функции политических партий.

59. Стратегия и тактика политических партий.

60. Цели политических партий: ближайшие, промежуточные, дальние.

61. Многооб­разие путей партии к власти: легальный и мирный, на­сильственный переворот. Различные, варианты взаимоотношений партии к государственной власти.

62. Классификация политических партий.

63. Основные типы политических партий по различным критериям. Тен­денции в эволюции современных политических партий.

65 .Место и роль политологии в системе общественных наук

66. Социальные группы как объекты и субъекты политики

67. Политическая элита: понятие, виды, роль в обществе

68 .Национальная политика и ее особенности в современном Казахстане

69 .Межнациональные конфликты: типология, причины возникновения и пути разрешения

70 Консерватизм: основные положения и характеристика

71 .Демократия как форма осуществления политической власти

72. Тоталитаризм: предпосылки, признаки

73. Политическая культура: проблемы формирования и основные типы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

Творческая работа на конкурс «Эссе на отлично»

Образовательная область: Политология

Тема эссе: «Государственные деятели отличаются от политиков тем, что первые думают о будущем страны, а вторые - о предстоящих выборах».

У. Черчилль

Выполнила: ученица 10 «А» класса

Аринович Елизавета

Руководитель: учитель истории и

обществознания Зуева О.Б.

г. Хабаровск

2012 г.

«Государственные деятели отличаются от политиков тем, что первые думают о будущем страны, а вторые - о предстоящих выборах». У. Черчилль

Уинстон Черчилль - британский политический и военный лидер, занимавший пост премьер-министра в 1940-1945 гг и в 1951-1955 гг.

Его высказывание парадоксально, оно заставляет задуматься. Ведь разве политик и государственный деятель - не одно и то же? Что же имел в виду Уинстон Черчилль? Чтобы понять это, стоит провести грань между двумя данными понятиями.

Политик - член политической партии, выражающей интересы какой-либо социальной группы. Его успех зависит от количества отданных за него на выборах голосов, поэтому ему важно суметь понравиться избирателям, привлечь их к своим идеям, используя для этого любые средства. Предвыборным кампаниям могут сопутствовать как честные и реалистичные обещания, так и лозунги популистского характера - заведомо невыполнимых, с целью привлечь к себе симпатии населения и голоса избирателей.

Государственным деятелем может быть назван чиновник, не зависящий напрямую от результатов выборов, а, следовательно, и не нуждающийся в общественном признании. Он является частью всегда выполняющего свою работу государственного аппарата.

Можно и по-другому взглянуть на высказывание У. Черчилля. Возможно, он имел в виду, что государственный деятель - это настоящий политический лидер, способный оказать решающее влияние на общество и государство. Согласно теории эффективного лидерства Н. Макиавелли, этот человек должен обладать волей к выживанию, быть образцом мудрости и справедливости для своих сторонников, от поддержки которых зависит его власть и которые, в свою очередь, должны знать, чего им ждать от него и чего он ждет от них. Действия такого лидера направлены на благо страны, хотя могут быть и не всем понятны и не всегда популярны.

Например, когда тридцать второй президент США Франклин Рузвельт пытался вывести страну из «Великой депрессии», ему пришлось пойти на непопулярные меры, которые были сочтены революционными, а отдельные законы - даже неконституционными. Но все же эти меры в итоге обрели поддержку у избирателей, и Рузвельт стал единственным в истории США президентом, избиравшимся на четыре срока подряд.

Таким образом, отчетливо видна разница между государственным деятелем, чьи поступки направлены на благополучие страны, и политиком, действующим ради получения собственной выгоды. Любой государственный деятель является политиком, но не каждый политик - государственный деятель.

Введение

В условиях стремительных изменений и экономических преобразований, происходящих в социальном пространстве России, проблема становления и развития гражданского общества является одной из наиболее актуальных в системе общественных наук. Интерес к этому предмету исследования обусловлен тем, что именно с развитием института гражданского общества связаны надежды на упрочениедемократических основ нашей жизнедеятельности, установление принципиально новых отношений между обществом и государством, иного уровня взаимоотношений между различными стратами российского социума. В.В. Путин, будучи Президентом РФ, в своих посланиях неоднократно подчёркивал необходимость формирования зрелого гражданского общества, в котором в равной степени учтены и защищены интересы всех групп населения.Наличие развитого гражданского общества является отличительной чертой правового государства, неотъемлемой частью государства демократического. Общественными объединениями, составляющими основу гражданского общества, представлены в настоящее время интересы практически всех категорий населения. В условиях такого социально-политического многообразия особое значение приобретает проблема становления иразвития этих институтов. Формирование гражданского общества в России ввиду исторических и социальных причин длительный и сложный процесс, находящийся в начале пути и встречающий большое количество препятствий. Актуальность рассмотрения проблем развития гражданского общества обусловили выбор темы контрольной работы.
Объектом контрольной работы является гражданское общество в современнойРоссии. В качестве предмета выступают особенности процесса становления и проблемы развития гражданского общества в России.
Целью является рассмотрение проблем становления и развития гражданского общества в современной России.

1. Гражданское общество и его основные характеристики

1.1 Понятие и задачи гражданского общества

Формирование любой демократической системы невозможно безконституирования одной из базовых ее составляющих – гражданского общества. Именно оно становится реальным гарантом демократичности происходящих трансформаций, позволяет избежать крайностей анархистских и тоталитарных тенденций в общественном развитии, обеспечивает основания социальной стабильности. В этих условиях нехватка ясного понимания природы гражданского общества оборачивается не только искаженнымвзглядом на реальность, но и блокированием возможных путей совершенствования социальной практики.
Однако само понятие «гражданское общество» является сложным для определения. Существует множество подходов к его определению. Л.С. Мамут отмечает, что «почти повсеместно укоренившаяся трактовка (и номинация) общества как социальной целостности, состоящей из указанных отношений, институтов,образований, именно в качестве гражданского общества нуждается в уточнении и корректировке» [Мамут 2001]. Во-первых, слово «общество» употребляется метафорически. Во-вторых, «гражданское» означает, что оно функционирует только в условиях демократического режима и активистской политической культуры, то есть в других режимах функционировать не может. В-третьих, гражданское общество часто противопоставляетсяпонятию государство.
Термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, то есть все то, до чего не доходят руки государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно независимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью. Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. «Гражданское общество...

Темы для эссе

Философия

1.«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф.Ницше).

2.«Ученье без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно» (Конфуций).

3.«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние» (Г. Адаме).

4. «Гений - это способность к бесконечному труду» (Т. Г. Гексли).

5. «Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить, как человек, а в том, что человек начнёт мыслить, как компьютер» (С. Д. Харрис).

6. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).

7. «Человек имеет свободу выбора, в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).

8. «Человек вне общества - либо Бог, либо зверь»(Аристотель).

9. «Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека).

10. «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков» (Лао-Цзы).

11. «Наука - это истина, помноженная на сомнение» (П. Валери).

12. «Деятельность - единственный путь к знанию» (Б. Шоу).

13. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).

14. «Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств» (Ф. Патрици).

15.«Человек - не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он ещё не является тем, чем может стать и чем он, возможно, ещё станет» (Э. Фромм).

16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников).

17. «Чтобы глаза были красивые - они должны излучать добро, а чтобы губы были красивыми - говорите добрые слова» (О. Хепбёрн).

18. «Прогресс- отец проблем» (Честертон).

19. «Прогресс - стремление к возведению человека в человеческий сан» (Н.Г. Чернышевский).

20. «Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила» (Ф. Бэкон).

Социальная психология

29. «Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни» (Платон).

22. «Куда полезнее изучать не книги, а людей» (Ларошфуко).

23. «Люди, как облака. По отдельности интересны и загадочны, а соберутся в тучу - жди грозы!» (С. Балакин).

24. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж. Ж. Руссо).

25. «Вопрос воспитания для современных обществ - вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее» (Э. Ренан).

26. «Нет более ничтожного, глупого, презренного, жалкого, себялюбивого, злопамятного, завистливого и неблагодарного животного, чем Толпа» (У. Хэзлитт).

27. «Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы» (В. Швебель).

28. «Всё великое в мире совершалось только благодаря гению и твердости одного человека, оорющегося против предрассудков» (Вольтер).

«Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности» (Ф.Ларошфуко).

30. «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные силы, способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство» (А.Н.Толстой).

31. «Алкоголизм даёт больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон).

32. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А.Г. Асмолов).

33. «Личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев).

34. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

35.«Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек» (народная пословица).

36. «Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперёд, а не назад» (Н. Бердяев).

37. «Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Пауэр).

38.«Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон).

39.«Большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, нелегко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины на-толкнётся скорее отдельный человек, чем целый народ» (Р. Декарт).

40.«Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах» (Ф. Бэкон).

Экономика

41. «Научи попугая произносить «спрос» и «предложение» - и перед вами - экономист» (неизвестный автор).

42. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало» (Дж. С. Колеман).

43. «Сомнение вызывает не сама возможность планирования, но возможность успешного планирования» (неизвестный автор).

44. «Способность учиться быстрее своих конкурентов является единственным надёжным источником превосходства над ними» (А. де Гиус).

45. «Нажить много денег - храбрость; сохранить - мудрость, а умело расходовать - искусство» (А. Бертольд).

46. «Торговля не разорила ещё ни одного народа» (Б. Франклин).

47. «Бизнес - искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).

48. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).

49. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф. Хайек).

50. «Умеренность:- это богатство бедняков, алчность - это бедность богачей» (П. Сир).

51. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно» (Б. Шоу).

52.«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж. Дроз).

53. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стинс).

54. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев).

55. «Экономика есть искусство удовлетворять без-граничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).

56. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон).

57. «Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

58.«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).

59. «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (В. Франклин).

60.«Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).

Социология

61. «Нация - совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами» (Д. Джебран).

62. «Блестящее образование без морали - это угроза существованию общества» (Эйзенхауэр).

63. «Нации - это богатство человечества, это обобщённые личности его: самая малая из них несёт особые краски» (А. Солженицын).

64. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются» (Саллюстий).

65. «Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени» (Данте).

66. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность. тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор).

67. «Для других мы создаём правила, для себя исключения» (Ш. Лемель).

68. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон).

69. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой» (Ф. Рузвельт).

70. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром).

71. «Соглашения предотвращают конфликты» (X. Маккей).

72.«Семья более священна, чем государство» (Пий XI).

73. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов - миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества» (П. Сорокин).

74. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).

75. «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» (Н. Гоголь).

76. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность» (В. Ключевский).

77. «Кто умеет справиться с конфликтами путём их признания, берёт под свой контроль нити истории» (Р. Дарендорф).

78.«Каждый день мы сдаём экзамены на человечность» (неизвестный автор).

79. «Время - драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Т. Манн).

80. «Книги - это переплетённые люди» (А.С. Макаренко).

Политология

81. «Истина далеко не всегда принадлежит большинству. Но меньшинству она принадлежит ещё реже» (С. Довлатов).

82. «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют ещё меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где ещё меньшие, народ их презирает» (Лао-Цзы).

83. «- Я не занимаюсь политикой». - А знаете, это всё равно, что сказать: «Не занимаюсь жизнью» (К. Ренар).

84. «Монархия погибает, когда государь сводит государство к своей столице, столицу - к своему двору, а двор - к своей особе» (Ш. Монтескьё).

85. «Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение» (Конфуций).

86. «Сердце государственного человека должно тоже быть у него в голове» (Наполеон) 87.«Все мы народ, и правительство»(Бисмарк).

88. «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов» (Бисмарк).

С9.89.«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники» (Бисмарк).

90. «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль).

91.«Революции - варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).

92. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В. Ключевский).

93.«Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).

94.«Хорошая политика не отличается от хорошей морали» (Г. Мабли).

95. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д"Аламбер).

96. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескьё).

97.«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).

98. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон).

99. «Демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).

100. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж. Руссо).

Правоведение

103. «Все так делают» (Л. Толстой).

104. «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

105. «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (Сенека).

106. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьёв).

107. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

108. «Страна, лишённая законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники - народы» (Ф. Глинка).

109. Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).

110.«Жесткость законов препятствует их соблюдению» (Бисмарк).

111.«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д"Аламбер).

112. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (принцип римского права).

113. «Самое большое преступление - безнаказанность» (Б. Шоу).

114. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична» (латинское изречение).

115. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (античный афоризм).

116. «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» (Ш. Монтескьё).

117. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).

118.«Не всё, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).

119. «Моя слава не в том, что я выиграл сорок сражений... То, что никогда не будет забыто, будет жить вечно, это - мой Гражданский кодекс» (Наполеон).

120.«Самый заклятый враг права - привилегия» (М. Эбнер).